Дизайн и зарождение машинного производства

Промышленная революция первой половины ХIХ века – это мосты, цеховые комплексы, павильоны, заводские корпуса. Производство вещей бытового назначения берет на себя машина. Таким образом, наступает время, когда огромное количество вещей, предметов, выполненных на машинах, способом штамповки, вытесняют ручной труд.

Машинизация промышленности в России, как и во всем мире, сопровождалась упадком художественного производства во второй половине ХIХ века. Это вызывало резкую критику художественной интеллигенции и вместе с тем породило романтические иллюзии, что с помощью ручного производства можно вернуть вещам былую органичность и красоту. Среди российской интеллигенции и меценатов возникает движение, подобное морриссовскому в Англии. Это привело к созданию двух ремесленных центров – в Абрамцево (под Москвой) и Талашкино (недалеко от Смоленска).

Ремесленные центры России. Цели были самые благородные - противостоять фабричной вульгарной продукции, хлынувшей в село, восстановить народные промыслы, препятствовать упадку деревни, занять крестьянина доходным ремесленным трудом в свободное от сельскохозяйственных работ время.

У официального советского искусствоведения отношение к деятельности княгини М. Тенишевой и Е. Мамонтовой было более чем прохладное. О первой долгие годы не упоминали, вторую упрекали во внедрении модерна в русские народные промыслы. Лишь в перестроечные годы началась реставрация Талашкино и воссоздание музея. Искусствоведческий маятник качнулся в противоположную сторону. Появилось много статей и даже монографических исследований, изданы альбомы.

С позиции дизайна эти работы представляют большой интерес. Княгиня-меценатка Мария Тенишева стремилась возродить народное искусство, которое к началу ХХ века было почти забыто. В имении Талашкино было устроено образцовое по тому времени хозяйство, с новейшими машинами. Последние достижения техники в Талашкино стремились соединить с традициями народного искусства. В деревнях по просьбе М. Тенишевой разыскивали мастериц, которые еще помнили старинные способы вышивки и плетения кружев. Вышивки из мастерской княгини М. Тенишевой выставлялись в Париже и пользовались большим успехом. Здесь по приглашению княгини работали Михаил Врубель, Николай Рерих, Сергей Малютин. В мастерской царил дух свободы творчества. Материалы богатейших коллекций народного искусства, собранные М. Тенишевой, служили импульсом для создания оригинальных произведений. Часто эти произведения были весьма далеки от интерпретируемых первоисточников. Они были рассчитаны на самовыражение таланта художника, а не на реальное бытовое употребление.

Савва Иванович Мамонтов, крупный промышленник и владелец нескольких фабрик, в своем имении Абрамцево под Москвой организовал своеобразную «колонию» художников. Здесь работали В.Поленов, В.Васнецов, В.Серов, К.Коровин, М.Нестеров. Дело в Абрамцево было поставлено стараниями Елизаветы Григорьевны Мамонтовой на коммерческую основу, которая имела практический выход на реальную практику.

Художник разрабатывал проект, ученики столярной и вышивальной мастерских его воспроизводили и тиражировали, готовые изделия отвозились в Москву на арендованный склад-магазин и здесь реализовывались. Склад принимал индивидуальные заказы, их выполняли в мастерских по специальным проектам. Основной ассортимент изделий из дерева с резьбой был неширок. Это были полочки, шкафчики, столики со шкафчиками типа «кухонных».

Искусствоведы упрекали изделия Абрамцевских мастерских в следовании принципам модерна. Упрек лишь частично справедливый и не очень благородный – было бы странно, если бы вещи, предназначенные на продажу, не учитывали спрос покупателей из культурных слоев общества.

Более обоснованным будет упрек в эклектике, в произвольном смешении манер и стилей, что говорит о неглубоком понимании принципов и особенностей народного искусства, о чисто внешнем и часто произвольном использовании его мотивов. Отметим, что это была своего рода принципиальная установка, а не результат непонимания сути традиционного крестьянского творчества. Часто соединялись разнородные декоративные элементы не по принципу крестьянской целесообразности, а по критериям применения в городском доме. Создавались новые композиционные правила городского искусства, все это рассматривалось авторами как восстановление народного творчества.

Различие с моррисовскими мастерскими в том, что в Англии за основу брали формирующее новое направление в искусстве, которое опиралось на активную деятельность нового поколения художников, а мастерские Абрамцево и Талашкино базировались на умиравшем в капиталистическую эпоху народном творчестве. Поэтому дело было обречено на провал, оно возникло не спонтанно, не имело самостоятельной концептуальной основы для дальнейшего развития художественного направления.

К сожалению, этот опыт не был учтен в дальнейшем и уже в масштабе всей страны повторен в советские годы, так и не став органичным. Это привело к переводу всего народного искусства на фабрично-коммерческие плановые рельсы.

Опыт мастерских в Талашкино убедительно подтверждает эту мысль – начинание в мастерских встало быстро на путь прямой капитализации. В механическое повторение художнических проектов было вовлечено до 2 тысяч крестьян окрестных деревень, в столицах существовали специальные магазины, бойко торговавшие изделиями.

Заслуга мастерских в Абрамцево и Талашкино. Несмотря на определенную критику деятельности, заслуга их велика. Они имели дело с наиболее традиционной и значимой областью дизайна – с бытовыми предметами, то есть с тем, что имеет массовое распространение и находится у всех на виду. Именно это направление является и сегодня самой мощной сферой приложения дизайна.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды народного (крестьянского) дизайна вам известны?

2. Какие принципы соблюдались в народном дизайне?

3. Назовите промышленные виды дизайна в России.

4. Назовите имена представителей промышленного дизайна.

5. Как вы понимаете определение «социальный дизайн»?

6. Причина появления ремесленных центров.

7. Заслуга ремесленных центров в истории российского дизайна.

8. В чем отличие российских ремесленных центров от мастерских Уильяма Морриса?

Ключевые слова и понятия

Народный (крестьянский) дизайн, компоновка (соединение), солярные знаки, критерий удобства, изразцовая архитектура, социальный дизайн, ремесленные центры, эклектика. Предметы – «шутихи».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: