Первые 10 лет после 1917 года

Значение производственного искусства выходит далеко за рамки истории дизайна. Принципы этого искусства:

1) функциональное значение вещи;

2) изготовление художественных произведений;

3) понимание творчества как работы было перенесено на другие формы искусства, на кино, графику, театр и др.

Все, чем мы сегодня гордимся, связано с теорией и практикой производственников. Под их влиянием совершенно изменилась книжная графика, появились и стали развиваться новая кино - и торговая реклама, искусство выставочной экспозиции, фотомонтажа.

Однако производственники не смогли решить проблему связи искусства и производства, занимаясь только афишей, рекламой, выставочной экспозицией.

Необходимость создания движения и программа действий производственников созрела в условиях суровой действительности 1920-х годов. Они мыслили категориями, свойственными социально развитому, высококультурному обществу, демократически организованному. Производственники мечтали о зданиях из стекла и стали. А все вокруг наспех собиралось из битого кирпича и кое-как штукатурилось. К политической и общественной жизни приобщились слои народа, часто не имевшие элементарного образования. У многих было превратное представление о революции: доминировала анархическая философия «Тащи все в дом!» Эти слои народа еще надо было воспитывать, раскрыть перед ними истинную сущность и ценность искусства.

Производственники дали толчок преобразованию искусства, выдвижению новых принципов, идей и критериев, идей восприятия и анализа искусства. Преобразователем жизни они считали не только революции, но и искусство.

Самые способные из них – Татлин, Родченко, Эль Лисицкий, Стенберг занимались больше фантастическим проектированием. К сожалению, они вращались только в кругу понятий искусства, а не принципиально иной деятельности, которая позже была осознана как дизайн.

Исторически сложилось так, что производственники оплодотворили своими идеями целый ряд искусств. Например, архитектуру, музыку, кинематографию, литературу, плакат, рекламу, экспозиционное искусство, фотографию, текстильный орнамент. Можно сказать, что они стали дизайнерами в искусстве, а не в производстве.

Особенно велико было влияние производственного искусства в области плаката и полиграфии. Искусство, которое занималось стенгазетами, лозунгами, оформлением демонстраций, находилось под влиянием принципа монтажа шрифта, использования фотографий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: