Морально-этическая ответственность дизайнера

Экологическое направление дизайна сопровождается осознанием в профессиональной сфере морально–этической ответственности дизайнера перед обществом и поисками профессиональных средств разрешения экологических проблем. По мнению многих дизайнеров, поддерживающих экологическую парадигму дизайна, предметный мир должен стать носителем новой функции, которая предопределила бы социальное поведение человека в обществе.

Коммуникативность формы возрождается как новая ценность. Теоретические разработки в области семантики промышленного изделия, понимаемой «как символические свойства» предметов, порождают экспериментальное творчество в области дизайна и интерес к ручной работе.

При этом ручная ремесленная работа актуализируется не столько как самостоятельная форма производства, сколько как определенный символ, который должен ассоциироваться у потребителя с натуральным, природным материалом и традиционными методами обработки.

Экологическое направление в дизайне поставило по-новому вопрос о месте и значении «природного фактора» в формировании предметно-пространственной среды человеческого обитания, показав плодотворность обращения к историческому опыту, сформировавшему уклад жизни в определенных природно-климатических условиях.

Историческая рефлексия, необходимая для разрешения задач по поиску знаково-символического аспекта формы, сближает экологический подход в дизайне с культурологическим подходом.

Итак, экология культуры - направление, связанное с именем академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. В этом направлении разрабатывается экологическая парадигма дизайна. В границах экологической парадигмы развиваются несколько подходов к осмыслению роли дизайна и в связи с этим деятельности дизайнера. Морально-этическая ответственность дизайнера выходит на первый план. Например, возрастает коммуникативность формы в последние годы, актуализируется ручная ремесленная работа. При этом ручная работа является символом, определяющим ценность предмета или объекта.

Культурологический подход рассматривает дизайн как деятельность, которая связывает материальную и духовную культуру общества. Дизайн является наследником культурных традиций.

Экологический подход рассматривает вопросы охраны и восстановления окружающей среды. В рамках экологического подхода ведущую роль играет «природный фактор» в создании предметно-пространственной среды человеческого обитания.

Фактор исторической рефлексии, пронизывающий все уровни общественного сознания в последние десятилетия сближает экологический и культурологический подходы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: