double arrow

Дизайн сегодня и завтра

Дизайн и постмодерн. Исследование современного состояния проектной культуры дизайна дает пеструю картину, представляющую на первый взгляд «семантический хаос». Постмодерн существует уже четверть века. Он признан не только в области теории, но и в области новейшей строительной и промышленной практики. Проектная культура постмодерна в дизайне концентрируется, прежде всего, в культуре жилого пространства и интерьере вообще и характеризуется возрождением ценности орнамента, символики исторических стилей, словом, богатейшей исторической рефлексией.

Активное осмысление современного состояния дизайна в профессиональной печати приводит к обсуждению проблем традиции и инновации, а вместе с ними вопросов национального и регионального своеобразия дизайна. В потоке общекультурных ценностей все чаще звучит тема традиционного народного творчества, региональных культурных ценностей, на основе которых начинает складываться новое авангардное направление, объединенное общей культурно-экологической ориентацией.

Здесь тесно переплетаются забота об охране народных ремесел, попытка возрождения утраченного своеобразия культуры, забытого в предметном мире «интернационального» дизайна, и сознание вины перед реальностью, больше всех пострадавшей от «индустриальной цивилизации», поделившей региональные и национальные культуры на «примитивные» и «высокие».

Было бы самонадеянно утверждать, что отечественный дизайн готов сегодня решать стоящие перед ним проблемы, если иметь в виду глобальность проблем экологии. Наше отставание в этом смысле слишком серьезно, чтобы давать ему оценку. «Необходимость введения экологического мышления настолько очевидна, что если в ближайшие годы проектирование не перестроится на экологический лад, грядущим поколениям не останется равного с нами шанса на пользование земными благами. Все остальные проблемы, которые включают в себя необходимость осознания исторической преемственности, возвращение отечественного дизайна в общекультурное русло, равно как и осознание собственного места в структуре мировой проектной культуры не будут иметь никакого значения». [2]

Вопросы для самоконтроля

1. Как Вы понимаете определение «технократическое мышление»?

2. Перечислите факты необратимых процессов в природе, известные в ХХ веке.

3. Какие социально-культурные функции дизайна Вам известны?

4. Какая из функций дизайна усиленно подчеркивается в последние годы?

5. Концепция Матиаса Туна (культурологический подход).

6. В чем заключается морально-этическая ответственность дизайнера?

7. Роль академика Дмитрия Сергеевича Лихачева в появлении и развитии научного направления «экология культуры».

Ключевые слова и понятия

Технократическое мышление, социально-культурная трансформация, культурологический подход, морально-этическая ответственность, постмодерн, историческая рефлексия, авангардное направление, проектосообразность, культурно-экологическая перспектива развития дизайна.

ТЕМЫ СЕМИНАРОВ

Семинар 1. Движение искусств и ремесел

Семинар 2. Стиль «ар-нуво (модерн)»

Семинар 3. Теоретические концепции российского дизайна

Семинар 4. Системный дизайн

Семинар 5. Оценочные критерии дизайна

Семинар 6. Системное проектирование. Метод дизайн – программ

Семинар 7. Эргономическое обеспечение проекта

Семинар 8. Составные компоненты коммерческого дизайна

Семинар 9. Зарубежные школы регионального дизайна

Семинар 10. Российские модели регионального дизайна

Семинар 11. Составные компоненты региональной культуры.

Семинар 12. Системный дизайн фестивального объекта, выставочного комплекса

Семинар 13. Этнокультурные истоки дизайна

Семинар 14. Просветительские модели проектно-культурного жанра


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: