Тема 2. Культурно-экологическое направление дизайна

Наука и техника стали источником многих глобальных проблем прошедшего ХХ века. Сегодня, в начале ХХI века, многие проблемы необходимо пересмотреть и, возможно, найти оптимальный выход из создавшихся ситуаций. Техноцентристские ориентации пронизывают сегодня не только технические, но и гуманитарные науки. Технократическое мышление становится основным инструментом современной науки, являясь особым мировоззрением. «Вторая природа», формирующаяся в процессе бурного развития научно – технического прогресса, грозит сегодня оказаться единственной. Именно об этом сегодня свидетельствует процесс физического вытеснения естественной природы. Негативы технократического мышления отразились на состоянии природы. Трагедия Арала, исчезновение с лица земли многих видов животных и растений, внесенных в Красную книгу, резкое сокращение ареала распространения флоры и фауны, загрязнение воздушной и водной среды, Чернобыльская катастрофа - все эти факты предостерегают от возможности необратимых процессов в природе, ставящих под угрозу существование самого человека.

Социально – культурная трансформациякак негатив технократического мышления

Экспансия технократического мышления в самые разные области современной культуры и быта, новые тенденции в сфере потребления и образа жизни создают предпосылки для коренных социально- культурных трансформаций.

Общие критические тенденции относительно «индустриальной цивилизации» коснулись и «современного движения» или «интернационального стиля» в дизайне. Сформировавшееся в 1920-е годы как архитектурно – дизайнерское направление, оно опиралось на принцип радикального функционализма. В период своего становления это движение стремилось обособиться и порвать с теми культурными традициями, которые олицетворяли эту деятельность в Х1Х веке. В конце 70-х, начале 80-х годов это движение начинает испытывать определенный кризис. Основные лозунги этого движения (функционализма) сегодня, по мнению специалистов, не существуют.

Отмечено, что среда, определяемая специалистами как однообразная, ставит человека вне образов традиционной художественной и духовной культуры, вызывает эффекты средового напряжения, и, в конце концов, отчуждения. В ряду негативных последствий отмечается угроза обесценивания и фактического уничтожения национального своеобразия. Усредненный «интернациональный стиль» скоро вызывает обратную реакцию. Специалисты отмечают «обездушенность» этого среднемирового дизайна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: