Методы воспитания физических качеств принадлежат к методам строго регламентированного упражнения.
Равномерный метод представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности.
Его разновидностями являются:
- равномерное упражнение (длительный бег, плавание, бег на лыжах и другие виды циклических упражнений);
- стандартное поточное упражнение (многократное непрерывное выполнение гимнастических упражнений).
Повторный метод – это повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. Между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.
Переменный метод характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме изменяющейся интенсивностью.
Есть разновидности этого метода:
- переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);
- переменное поточное упражнение – серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.
Интервальный метод. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками.
Разновидности этого метода:
- прогрессирующее упражнение (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 70-80-90-95 кг. и так далее с полными интервалами отдыха между подходами;
-) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется 60-70-80-70-80-90-50 кг., а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин.);
-) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке – 800+400+200+100 м. с жесткими интервалами отдыха между ними).
Методы воспитания физических качеств представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме.
Характерной чертой этих методов является локальный характер воздействий на те или иные морфофункциональные свойства организма.
Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и переменными нагрузками.
Стандартные нагрузки характеризуются тем, что в процессе упражнений постоянно сохраняется величина внешней стороны нагрузки. Величина внутренней стороны нагрузки повышается пропорционально продолжительности работы.
При переменных нагрузках интенсивность мышечной работы изменяется либо в сторону повышения (прогрессирующая нагрузка), либо в ту и другую сторону (варьирующая нагрузка) в процессе упражнения.
Как стандартные, так и переменные нагрузки могут быть непрерывными (слитными) и интервальными (прерываемые различными интервалами отдыха).
Методы стандартного упражнения используются для воспитания почти всех физических качеств, хотя и не в одинаковой мере, и направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме.
К ним относятся:
· Метод стандартно-равномерного упражнения, при котором стандартная нагрузка не прерывается интервалами отдыха. Данный метод основан на продолжительных упражнениях циклического характера (бег, ходьба, езда на велосипеде, передвижение на лыжах и др.) в равномерном темпе.
· Метод стандартно-поточного упражнения основан на использовании некоторых ациклических упражнений, придав им искусственно циклический характер путем многократных повторений.
Данные методы рассчитаны на преимущественное развитие выносливости.
· Метод стандартно-интервального упражнения характеризуется повторным воспроизведением двигательных действий через постоянные интервалы отдыха. Для развития силовых, скоростных и координационных способностей этим методом применяют ординарные и «минимакс» интервалы. При развитии выносливости предпочтение отдают напряженным интервалам отдыха.
Методы переменного упражнения характеризуются направленным изменением нагрузки по ходу упражнения в целях достижения адаптационных изменений в организме. Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно направлены на повышение функциональных возможностей организма; упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достичь ее больших объемов, что важно для развития выносливости; упражнения с варьирующей нагрузкой преимущественно направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных, силовых и других функционально стойких «барьеров». Основными разновидностями данного метода являются:
· Метод переменно-непрерывного упражнения, характеризуется непрерывной мышечной деятельностью с изменяющейся интенсивностью. Он основан на циклических упражнениях (переменный бег, плавание с меняющейся скоростью, и др.);
· Метод переменно-интервального упражнения характеризуется системным чередованием нагрузки и отдыха, причем как нагрузка, так и отдых могут чередоваться в различных отношениях.
· Разновидностями этого метода являются:
- прогрессирующее упражнение – последовательное увеличение нагрузки после каждого ординарного интервала отдыха;
- нисходящее упражнение – последовательное уменьшение нагрузки после каждого напряженного интервала отдыха;
- варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха от 3 до 5 мин. И волнообразно изменяющейся нагрузкой.
Методы, рассмотренные выше, в практике физического воспитания часто комбинируют. Некоторые комбинации методов характеризуются тем, что в упражнении сочетаются стандартная и переменная нагрузки, а также варьируется величина отдыха, что позволяет точнее нормировать нагрузку и гибко ее изменять.
Например:
· метод стандартно-переменного упражнения, при котором непрерывно и многократно повторяется комбинация двух различных нагрузок;
· метод стандартного упражнения с убывающими интервалами отдыха.
Возможны специальные методические формы комплексного использования методов строго регламентированного упражнения.
Широкое распространение получила, так называемая, «круговая тренировка» как организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями.
Основу «круговой тренировки» составляет серийное последовательное, выполнение упражнений по замкнутому кругу с определенными интервалами отдыха, подобранных и объединенных в комплексе. На каждой станции повторяется один вид упражнений от 1/3 до 2/3 от максимально возможного, носящих преимущественно локальный характер. К основным вариантам относятся:
· круговая тренировка по методу интервального упражнения с напряженными интервалами отдыха – преимущественная направленность на развитие силовой и скоростно-силовой выносливости;
· круговая тренировка по методу интервального упражнения с ординарными интервалами отдыха – развитие силовых и скоростно-силовых способностей.
В круговой тренировке сочетаются достоинства избирательного и комплексного воздействия на организм занимающихся, а эффект переключения на различные упражнения создает благоприятные условия для проявления высокой работоспособности и положительных эмоций.
Для каждого упражнения определяется место – «станция». В круг включается 8-10 «станций». На каждой из них студенты выполняют одно из упражнений и проходят круг от 1 до 3 раз. Снаряды располагаются в такой последовательности, чтобы физическая нагрузка на мышцы рук и ног чередовались.
Организация этого метода сводится к следующему:
- в спортивном зале оборудуют станции, т.е. места для выполнения соответствующих двигательных действий;
- на каждой станции студентам дают определенное задание: упражнение, дозировку и методические указания по его выполнению;
- выполнение заданий осуществляют поточно или попеременно. В первом случае студент, выполнив задание на 1-й станции, переходит на другую; а во втором – группу разделяют на несколько групп в соответствии с количеством станций.
Работа по станциям. Студенты делятся на группы, каждая начинает работу на своей станции. Задание выполняется на качество. Выполнив задание, группа переходит на следующую станцию. Оценивается качество работы групп на каждой станции. Весь круг проходят от 1 до 3 раз без интервала или с определенным интервалом отдыха между «станциями».
Хотя методы строго регламентированного упражнения обладают многими достоинствами и весьма разнообразны, в определенных ситуациях не менее существенное значение имеет методическое направление, связанное с игровым и соревновательным методами.
Сущность игрового метода в том, что двигательная деятельность студентов организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Организация двигательной деятельности в игровой форме имеет ряд преимуществ перед другими методами и широко используется в процессе физического воспитания для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Игровой метод не обязательно связан с общепринятыми играми, (баскетбол, волейбол и др.) или простейшими подвижными играми. В принципе, этот метод может быть применен на основе любых физических упражнений, если они поддаются присущим ему организационным особенностям.
Игровой метод характеризуется следующим:
- возможностью достижения игровой цели относительно самостоятельным способом. Правила игры лимитируют лишь общую линию поведения, но жестко не определяют конкретных действий;
- многообразием двигательных задач и внезапностью их возникновения в постоянно меняющейся обстановке;
- высоким эмоциональным фоном в условиях игровой двигательной деятельности;
- сложными и разнообразными межличностными и межгрупповыми отношениями, которые строятся по типу сотрудничества или соперничества.
Эти особенности игрового метода способствуют:
· повышению заинтересованности студентов в двигательной деятельности и уменьшению психической напряженности, свойственной однообразным, монотонным физическим упражнениям;
· совершенствованию освоенных двигательных действий выработке умения ими пользоваться в изменяющейся обстановке;
· комплексному развитию двигательных способностей, особенно координационных;
· выявлению личностных особенностей студентов и эффективному воздействию на формирование нравственных, морально-волевых и интеллектуальных качеств личности.
Методические особенности игрового метода:
- игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются в тесном взаимодействии; в случае необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества;
- наличие в игре элементов соперничества требует от студентов значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
- широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у студентов самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
- соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность целенаправленно формировать у студентов нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю и коллективизм и т.д.;
- присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у студентов устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к занятиям физической культурой.
Недостатками игрового метода являются затруднения в точности дозирования нагрузок и ограниченные возможности при разучивании новых двигательных действий.
Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность соревновательного метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности студентов и способа выполнения упражнений.
Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность студентов к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. Применение данного метода в процессе физического воспитания позволяет стимулировать максимальные проявления двигательных способностей и, тем самым, создавать наилучшие условия для их совершенствования; оценивать качество владения двигательными действиями; обеспечивать особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно увеличивает нагрузку. Исключительно велико значение соревновательного метода в воспитании нравственных и морально-волевых качеств. В то же время, необходимо помнить, что данный метод имеет относительное ограничение возможности для точного дозирования нагрузки. Поэтому, обязательным условием при применении соревновательного метода является хорошая подготовленность занимающихся к выполнению соревновательных упражнений.
Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации студентов при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно0зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревновательного метода – сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.
Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач. Это прежде всего совершенствование умений, навыков в усложненных условиях для воспитания физических, морально-волевых качеств. Фактор соперничества в процессе состязаний создает особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма.
Соревновательный метод проявляется:
- в виде официальных соревнований различного уровня (среди групп, курсов, факультетов, отборочные соревнования, среди вузов города, края, страны, Универсиады, Чемпионаты мира, Олимпийские игры и т.п.);
- как элемент организации занятия, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.
Соревновательный метод позволяет:
- стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
- выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
- обеспечить максимальную физическую нагрузку;
- содействовать воспитанию волевых качеств.
•
•
•
•
•
• Общепедагогические методы в физическом воспитании имеют различное значение при решении задач физического воспитания в зависимости от содержания учебного материала, дидактических целей, уровня подготовки занимающихся, их возраста, наличия необходимой материально-технической базы.
Словесные и сенсорные методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации.
Методы словесного воздействия. В процессе физического воспитания практически все основные аспекты деятельности педагога связаны с использованием слова, с помощью которого сообщают знания, ставят перед занимающимися задачи, руководят их выполнением, анализируют и оценивают результаты, оказывают воспитывающее влияние, корректируют поведение занимающихся.
• В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть использовано и выражено в форме:
• - дидактического рассказа, беседы, обсуждения;
• - инструктирования (объяснение задания, правил их выполнения);
• - сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания);
• - указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении);
• - оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);
• - словесного отчета и взаиморазъяснения;
• - самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи (например, «сильнее», «держать», «плавно»).
Методы словесного воздействия выражаются в следующем:
· дидактический рассказ – изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о конкретном двигательном действии или целостной двигательной деятельности;
· объяснение – последовательное, логическое изложение преподавателем, что и как должны делать занимающиеся при выполнении учебного задания;
· беседа – вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и студентом;
· разбор – форма беседы после выполнения двигательного действия, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляется анализ, дается оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей деятельности;
· лекция – системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы или проблемы
При рассказе, беседе, разборе широко используется спортивная терминология, характерная для данного вида спорта, что делает данные словесные методы более краткими.
Непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями включаются те словесные методы, которые способствуют сохранению высокой моторной плотности занятий и органически связывают слово с движением. К ним относятся:
а) инструктирования – точное, конкретное изложение задания или техники упражнений и правил их выполнения;
б) замечания – лаконичные комментарии по ходу выполнения задания, где оценивается качество его выполнения или указывается на допущенные ошибки.
в) распоряжения, команды, указания – специфические формы речевого воздействия, отличающиеся особой лаконичностью и повелительным наклонением. Они принадлежат к числу основных способов оперативного управления деятельности занимающихся.
В зависимости от того, как преподаватель или студент подает команды, как он дает указания и распоряжения, можно почти безошибочно сделать заключение о его подготовленности.
• Посредством сенсорных методов обеспечивается наглядность, которая в физическом воспитании понимается весьма широко. Это не только визуальное восприятие, но и слуховые, и мышечные ощущения. Сенсорные методы могут реализоваться в форме: показа самих упражнений; демонстрации наглядных пособий; предметно-модельной и макетной демонстрации (с помощью муляжей-моделей человеческого тела, макетов игровых площадок с фигурками игроков); кино- и видеомагнитофонных демонстраций (просмотр специальных учебных кинофильмов, видеозаписей выполнения упражнений); избирательно-сенсорной демонстрации для воссоздания отдельных параметров движений с помощью аппаратурных устройств (метронома, системы сигнализирующих электроламп
• Метод направленного «прочувствования» движений, при котором обращается внимание на мышечные ощущения при различных вариантах выполнения двигательного задания;
• Метод ориентирования, т.е. введение в задания предметных ориентировок (флажков, мишеней, специальной разметки зала);
• Методы лидирования и текущего сенсорного программирования, в которых часто используется специальная электронная аппаратура, нередко с обратной связью (видео и звуколидеры, указывающие, например, расхождение между заданным и фактическим темпами исполнения).
Методы наглядного воздействия. В процессе физического воспитания используются три группы методов наглядного воздействия: зрительной, слуховой и двигательной наглядности.
К методам зрительной наглядности относятся:
– непосредственная наглядность (показ) двигательного действия для создания общего, предварительного представления о нем. Показ упражнения преподавателем или одним занимающимся в целом или по элементам, в обычном темпе или замедленно, всегда должен сочетаться со словесными методами;
– опосредственная наглядность, которая создает дополнительные возможности для восприятия двигательных действий с помощью предметного изображения в виде наглядных пособий, рисунков, схем, учебных видео- и кинофильмов, различных муляжей.
Методы двигательной наглядности направлены на восприятие занимающимися ощущений, сигналов от работающего двигательного аппарата. К ним относятся:
· направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия;
· фиксация положений тела или его частей в отдельные моменты двигательного действия;
· использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения.
К методам слуховой наглядности относятся: использование аппаратурных устройств (метронома, системы электроламп и др.), позволяющих на слух воспринимать временные или пространственно- временные параметры движений.
Сущность методов срочной информации в экстренном получении объективных сведений о характеристиках выполняемого действия с помощью различных технических устройств. Ценность таких устройств для методики физического воспитания в том, что они обеспечивают возможность коррекции или сохранения заданных параметров движения в удобной для восприятия форме. Это тензоплатформы, электрогониометры, электромишени, велоэргометры и др.
При подготовке к занятию необходимо предусматривать не только структурные особенности каждого выбранного метода, но и возможность их использования в комплексе в соответствии с методическими принципами.
Перечисленные практические методы имеют первостепенное значение при обучении двигательным действиям и совершенствовании физических способностей. Общепедагогические методы словесного и наглядного воздействия создают предпосылки по их реализации непосредственно в процессе двигательной деятельности.