Ребенок дома

3.1. Прямые запреты и умение правильно обращать­ся с некоторыми предметами. Предметы домашнего бы­та, которые являются источниками потенциальной опас­ности для детей, делятся на три группы:

• предметы, которыми категорически запрещается поль­зоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);

• предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, нож­ницы, нож);

• предметы, которые взрослые должны хранить в недо­ступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режу­ще-колющие инструменты).

Из объяснений педагога ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрос­лые. Здесь как нигде уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно за­жигать спички, включать плиту, прикасаться к включен­ным электрическим приборам. При необходимости прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из ли­тературных произведений (например «Кошкин дом» С.Мар­шака), играми-драматизациями.

Для того чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, необходимо организовать специальные обу­чающие занятия по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей).

Проблемы безопасности детей в связи с предметами тре­тьей группы и правила их хранения являются содержани­ем совместной работы педагогов и родителей.

3.2. Открытое окно, балкон как источник опасности. Педагог должен обратить внимание детей на то, что в поме­щении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Дети не должны оставаться одни в комнате с от­крытым окном, балконом, выходить без взрослого на бал­кон или подходить к открытому окну.

3.3. Экстремальные ситуации в быту. В ряде зару­бежных программ существуют специальные разделы, на­правленные на обучение детей дошкольного возраста пове­дению в экстремальных ситуациях в быту (например, уметь пользоваться телефоном в случаях возникновения пожара, получения травмы; уметь привлечь внимание прохожих и позвать на помощь при пожаре, проникновении в дом пре­ступников; уметь потушить начинающийся пожар, набро­сив на источник возгорания тяжелое одеяло).

В отечественной педагогической практике этот опыт по­ка не получил широкого распространения. К его использо­ванию нужно подходить избирательно, с учетом россий­ских условий. Так, обучение пользованием телефоном для вызова пожарных, «скорой помощи», милиции требует ра­боты по профилактике ложных вызовов. Вместе с тем дети должны уметь пользоваться телефоном, знать номера близ­ких взрослых. Это может понадобиться детям на практике в экстремальной ситуации, когда ребенок просто испугался чего-либо или кого-либо. Педагогам следует учесть, что иг­ра с телефоном существенно отличается от реальной ситуа­ции: в настоящем телефонном разговоре ребенок не видит партнера по общению, а тембр голоса в телефонной трубке отличается непривычным своеобразием. Поэтому умение пользоваться настоящим телефоном может возникнуть и закрепиться в процессе специального тренинга, проведение которого можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: