Ребенок и природа

2.1.В природе все взаимосвязано. Педагогу необходи­мо рассказать детям о взаимосвязях и взаимодействии всех природных объектов. При этом дети должны понять глав­ное: Земля — наш общий дом, а человек — часть природы (например, можно познакомить их с влиянием водоемов, лесов, воздушной среды и почвы на жизнь человека, живот­ных, растений). Для этой цели можно использовать книж­ку-пособие «Окошки в твой мир», соответствующую лите­ратуру («Все на свете друг другу нужны» Б. Заходера).

2.2.Загрязнение окружающей среды. Детей следует по­знакомить с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказы­вается на человеке и живой природе, рассказать о том, что человек, считая себя хозяином Земли, многие годы исполь­зовал для своего блага все, что его окружало (леса, моря, горы, недра, животных и птиц), однако он оказался плохим хозяином: уничтожил леса, истребил многих зверей, птиц, рыб; построил заводы и фабрики, которые отравляют воз­дух, загрязняют воду и почву.

2.3.Ухудшение экологической ситуации. Ухудшение эко­логической ситуации представляет определенную угрозу здо­ровью человека. Необходимо объяснить детям, что выполне­ние привычных требований взрослых (не пей некипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

Детям младшего возраста можно, например, напомнить известную сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке

(«Не пей из копытца — козленочком станешь»), которая поможет им осознать, что употребление грязной воды может привести к нежелательным последствиям.

С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно ор­ганизовать опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для на­глядной демонстрации того, то содержится в воде. Это способ­ствует формированию чувства брезгливости к «грязной» воде.

Надо рассказать детям о том, что небезопасными для здо­ровья стали также такие традиционно чистые источники пи­тьевой воды, как колодцы, проточные водоемы, реки, водо­провод (особенно весной), поэтому не следует пить воду где бы то ни было без предварительной ее обработки (длительно­го отстаивания с последующим кипячением, фильтрации).

2.4.Бережное отношение к живой природе. Задача педаго­га научить детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторы­ми растениями или возникающих при контактах с животными.

2.5.Ядовитые растения. Педагог должен рассказать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на по­лях и лугах, вдоль дорог, на пустырях. Для ознакомления с этими растениями можно использовать картинки, другие наглядные материалы. Детям следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки про­бовать все подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки, например кис­лотных дождей, опасным может оказаться даже неядови­тое растение.

Дети должны узнать, что существуют ядовитые грибы, и научиться отличать их от съедобных. Следует объяснить им, что никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать в сыром виде. Даже со съедобными грибами в последние го­ды происходят изменения, делающие их непригодными для еды. Особой осторожности требуют консервированные гри­бы, которые детям дошкольного возраста лучше вообще не употреблять в пищу.

Для закрепления этих правил полезно использовать на­стольные игры-классификации, игры с мячом в «съедобное — несъедобное», соответствующий наглядный матери­ал, а в летний сезон — прогулки в лес, на природу.

2.6.Контакты с животными. Необходимо объяснить детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с живот­ными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Можно погладить и приласкать домашних котенка или собаку, играть с ними, но при этом учитывать, что каждое животное обладает сво­им характером, поэтому даже игры с животными могут при­вести к травмам, царапинам и укусам.

Особенно осторожным должно быть поведение город­ских детей, которые впервые оказались в сельской местнос­ти. Им надо объяснить, что любые животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно и могут напугать или травмировать.

И, конечно же, дети должны усвоить, что нельзя драз­нить и мучить животных.

2.7.Восстановление окружающей среды. Как извест­но, одним из факторов экологической безопасности являет­ся работа по восстановлению и улучшению окружающей среды. Педагог должен создать соответствующие условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уход за животными и рас­тениями, высаживание деревьев и цветов, уборка мусора на участке, в лесу). Необходимо объяснить детям, что нель­зя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, живот­ных., состоянии растений. Для закрепления навыков, полу­ченных при непосредственной деятельности в созданных практических ситуациях, можно использовать игровой и дидактический материал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: