Ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми

1.1. О несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Педагог рассказывает об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей уже сло­жились собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными. Так, большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые дети думают, что опасность представляют прежде всего мужчины («дядя с бородой»), а молодые, хорошо одетые, симпатичные женщины, девуш­ки или юноши не могут причинить вред так же, как и лю­бой человек с открытой, дружелюбной улыбкой. Поэтому целесообразно провести с детьми беседу о нередком несо­впадении приятной внешности и добрых намерений.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста целесообразно использовать примеры из знакомых им ска­зок и литературных произведений (например, в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой, чтобы она дала царевне отравленное яб­локо; Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй; Чудище в «Аленьком цветочке» ока­залось добрым заколдованным принцем). С более старшими детьми имеет смысл организовать беседу с приведением при­меров из их собственного жизненного опыта.

1.2.Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. Необходимо специально рассмотреть типичные си­туации опасных контактов с незнакомыми людьми.

Примеры.

· Взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-либо, обещая подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или со­общая, что он действует по их просьбе.

· Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ре­бенка покататься.

· Взрослый угощает ребенка конфетой, мороженым или да­рит игрушку.

Для закрепления правил поведения с незнакомыми людь­ми можно предложить детям специально подготовленные игры-драматизации, при этом для профилактики невроти­ческих реакций и появления страхов следует использовать образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием.

1.3.Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого. Следует рассмотреть и обсудить воз­можные ситуации насильственного поведения взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, под­талкивает в подъезд или какое-либо строение) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. За­щитное поведение целесообразно отрабатывать в ходе специ­альных тренингов. Дети должны знать, что при возникно­вении опасности им надо громко кричать, призывая на по­мощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!»

Цель педагога — научить детей, прежде всего застенчи­вых, робких, неуверенных в себе, правильно себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.

1.4.Ребенок и другие дети, в том числе подростки. Ре­бенку нужно объяснить, что он должен уметь сказать «нет» другим детям, прежде всего подросткам, которые хотят втя­нуть его в опасную ситуацию, например, пойти посмотреть, что происходит на стройке; разжечь костер; забраться на чер­дак дома и вылезти на крышу; спуститься в подвал; поиграть в лифте; «поэкспериментировать» с лекарствами и пахучими веществами; залезть на дерево; забраться в чужой сад или ого­род; пойти в лес или на железнодорожную станцию.

1.5.Если «чужой» приходит в дом. Необходимо разъяс­нить детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Целесообразно ра­зыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг необходимо включить разного рода «уго­воры», привлекательные обещания. Разыгрываемые для ма­лышей ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят».

1.6.Ребенок как объект сексуального насилия. Дома и на улице дети могут стать объектом сексуального насилия.

Как должен вести себя педагог, если это уже произошло и ребенок доверил ему свою тайну? Прежде всего похвалить ребенка за откровенность, дать понять, что ему верят и его понимают. Нельзя показывать свой испуг, гнев, смятение или отвращение. Лучше воздержаться от обвинений в адрес того, кто совершил насилие, так как это может быть чело­век, к которому ребенок несмотря ни на что относится с лю­бовью и доверием. Необходимо с пониманием встретить просьбу ребенка сохранить рассказанное в тайне, объяснив, что с помощью других людей можно прекратить случаи на­силия в интересах и ребенка, и насильника, и принять про­межуточное решение, например: «Давай вернемся к этому через некоторое время, а пока разговор останется между на­ми». Держать слово можно только до тех пор, пока необходи­мость прекращения ситуации, в которой находится ребенок, не станет очевидной. В этом случае его надо поставить в из­вестность, когда и почему обещание хранить секрет может быть нарушено. Педагог должен осознать, что, возможно, он является единственным взрослым, знающим о происхо­дящем с ребенком, и несет за него ответственность. Если он поймет, что бессилен справиться сам, то необходимо обра­титься за помощью к компетентным людям (психотерапев­ту, психологу).

Если ребенок расскажет об акте насилия или жестокос­ти в группе, то желательно, чтобы педагог занял следую­щую позицию:

• отреагировал как можно более нейтрально;

• дал ребенку понять, что ему поверили;

• защитил ребенка от возможных негативных реакций дру­гих детей.

Однако чаще всего дети никому не рассказывают о сек­суальном насилии. Они могут находиться во власти более сильного человека, испытывать страх, чувство одиночест­ва, иногда становятся недоверчивыми или агрессивными. Поэтому педагогу следует с вниманием отнестись к следую­щим отклонениям в поведении ребенка (особенно если они наблюдаются в сочетании):

• внезапным изменениям в поведении (обычно спокойный ребенок становится чрезмерно возбужденным, агрессив­ным или, наоборот, обычно активный становится вялым, стремится к изоляции, избегает контактов с другими деть­ми);

• признакам недосыпания, переутомления, нарушения кон­центрации внимания (не связанным с перенесенной бо­лезнью);

• чувству страха по отношению к близким взрослым (отцу, брату, матери, соседу);

• сильным реакциям испуга или отвращения при физи­ческих контактах с каким-либо взрослым;

• чрезмерному интересу к вопросам секса;

• отрицательному отношению к собственному телу;

• чрезмерному стремлению к положительной оценке (при­способленчество, уход от любых конфликтов, гипертрофи­рованная забота обо всем и обо всех);

• повторяющимся жалобам на недомогание (головная боль,

неприятные ощущения в области половых органов, моче­вого пузыря) и плохому настроению.

Оказание помощи детям, подвергшимся сексуальному на­силию, и их родителям невозможно без специальной экспер­тизы и лечения, поэтому задача педагога сводится к поддержке ребенка и последующему обращению к соответствующим спе­циалистам: медикам, психологам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: