Общие рекомендации

Правила поведения и различные запреты непосредствен­ным образом связаны с условиями жизни человека. Они име­ют определенный, порой жизненно важный, смысл. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических и психи­ческих травм, как правило, либо используют долгие настав­ления и нравоучения, либо регулируют поведение детей пу­тем прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективны. В первом случае у взрослого возникает иллюзия, что ребенок понял смысл того или иного правила поведения, тогда как на самом деле это не всегда соответствует действительности, и в изменившихся обстоятельствах ребенок снова может допус­тить опасную ошибку. Второй путь неизбежно приводит к не­обходимости постоянного внимания и контроля со стороны взрослого, что не всегда возможно. Кроме того, если запреты будут налагаться на многочисленные действия ребенка, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из правил неизбежно будут нарушаться. А это может привести к несчаст­ным случаям, травмам.

Для того чтобы прямые запреты стали реальными нор­мами поведения детей и действительно выполняли охран­ную функцию, их отбор должен быть тщательно продуман.

Для этого можно предложить очень простой способ: на ле­вой стороне листа выписать те запреты, которые наиболее часто используются в группе. Скорее всего, вначале в этом перечне окажутся и запреты подобно «Не разбрасывать ве­щи»; «Не грызть ногти»; «Не садиться за стол с грязными руками»; «Не бегать по лестницам». Тогда в правую часть листа нужно перенести те запреты, от которых можно от­казаться, ибо их нарушение прямо не угрожает здоровью и жизни детей.

В результате на левой стороне листа останутся только те нормы, выполнения которых следует неукоснительно тре­бовать путем прямых запретов. Такое перераспределение правил при необходимости можно произвести несколько раз — это облегчит отбор запретов, действительно имею­щих жизненно важное значение для дошкольников.

Итак, в правой части листа окажется перечень нежела­тельных действий, также требующих регулирования. Для введения правил по этому списку необходимо найти пози­тивные способы воздействия на детей. Например, вместо прямого запрета «Не оставляй за собой беспорядок» лучше сначала помочь ребенку в уборке, а затем продемонстриро­вать ему результат: «Посмотри, как у нас теперь красиво и уютно».

Эффективен и способ показа последствий неправильно­го поведения или обращения с каким-либо предметом (жи­вотным, веществом). Вместо того чтобы кричать: «Вы что! Прекратите немедленно!», — лучше сказать: «Положите ножницы на место! Драться из-за них опасно. Посмотрите, что могло бы случиться, если бы в этот момент ножницы раскрылись!»

Очень важно также использовать каждую возможность, чтобы похвалить детей за хороший поступок, за соблюде­ние запретов.

Способы регулирования поведения детей с целью обес­печения их безопасности, также как и формы поддержки и поощрения, зависят от возраста ребенка. Соотношение до­пустимых разрешений и запретов, кроме того, связано с оп­ределенными условиями: месторасположением детского сада (город, сельская местность), типом здания, помеще­ний детского сада, оснащением и оборудованием групп и участка. Поэтому предлагаемая нами программа оставляет за каждым педагогическим коллективом возможность ее творческой адаптации.

Планирование

Программа не накладывает ограничения на выбор мате­риалов, оборудования, методических приемов. Важно, учи­тывая опыт детей, подбирать и использовать их адекватно возрастным особенностям и целям развития.

Реализация программы в каждом дошкольном учреж­дении может осуществляться по-разному. Выбор приори­тетных направлений работы методических приемов, мате­риалов, оборудования должен определяться конкретными условиями. Так, безопасность на улице прежде всего акту­альна для детей, живущих в городских условиях, а не в сельской местности, поэтому соответствующему разделу в городских детских садах уделяется времени и внимания больше.

Целесообразно в соответствии с основными направления­ми содержания программы оценить, что уже сделано, а за­тем наметить план дальнейшей работы. В одних детских садах уже эффективно ведется работа по физическому раз­витию детей, укреплению здоровья; в других давно уделя­ется большое внимание правилам дорожного движения, и в помещении или на участке есть соответствующие трени­ровочные зоны. Поэтому вначале необходимо провести ана­лиз того, что из содержания программы уже входит в те или иные занятия и виды деятельности, и после этого раз­работать перспективный план работы.

В условиях вариативности и разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми не может быть предложено единой модели планирования педагогической работы. Каждое дошкольное учреждение должно определить свои возможности (имеющиеся специалисты, используемые про­граммы и методики, материальная база), а также более ши­рокие — климатические, социокультурные и другие регио­нальные особенности.

Надо также иметь в виду, что целесообразно объединять некоторые темы (правила поведения на улице — оказание первой помощи — инвалидность), если привлечение мате­риалов из другого раздела поможет объяснить детям, каки­ми могут быть последствия правильного или неправильно­го поведения на улице.

Вместе с тем данная программа, в силу ее особого значе­ния для охраны жизни и здоровья ребенка, требует соблю­дения следующих принципов.

Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел вы­падает из рассмотрения, то дети оказываются не защищен­ными от представленных в нем определенных источников опасности.

Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении со­держания программы в течение дня. Специально организо­ванные занятия целесообразно проводить в первой полови­не дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти фор­мы работы могут осуществляться как до обеда, так и во вто­рой половине дня; для этого можно выбрать определенный день недели или работать тематическими циклами (каж­дый день в течение недели с последующим перерывом в две-три недели). Однако независимо от выбранного ритма следует учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содер­жание программы давать не следует, можно лишь закреп­лять пройденный материал.

Также надо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности, и от педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на во­просы, организация игровой ситуации, привлечение соот­ветствующей художественной литературы.

Принцип сезонности. По возможности следует исполь­зовать местные условия, поскольку значительная часть про­граммы заключается в ознакомлении детей с природой (на­пример, разделы, предусматривающие знакомство детей со съедобными и несъедобными грибами и ягодами, рассмат­ривание через лупу или микроскоп талой воды). Если в зимний период можно ограничиться дидактическими посо­биями, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк с целью максимального приближения к естественным природным условиям и закрепления соответствующего ма­териала.

Принцип учета условий городской и сельской мест­ности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей сре­дой. Так, у городских детей особые проблемы возникают именно в условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как ориентироваться в лесу, как вести себя с до­машними животными). И наоборот, сельские дети, попадая в город, часто оказываются не подготовленными к правиль­ному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми. Иными словами, у каждого ре­бенка существует свой опыт осознания источников опаснос­ти, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием. Компенсировать его неосведомленность в пра­вилах поведения в непривычных для него условиях возмож­но только в процессе целенаправленной педагогической ра­боты дошкольного учреждения.

Принцип возрастной адресованности. При работе с деть­ми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие — для сред­него, третьи — для старших дошкольников. Второй путь — одно и то же содержание программы по разделам использу­ется для работы в разных возрастных группах. (В обоих слу­чаях должны использоваться методы, соответствующие воз­растным особенностям детей.)

Принцип интеграции. Данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как со­ставная часть комплексной программы. При этом ее содер­жание органично вплетается в содержание основной ком­плексной программы. Прежде всего это касается занятий по изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а также нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов.

Выбор наиболее подходящей модели зависит от общей организации педагогического процесса дошкольного уч­реждения. Вместе с тем, для большей эффективности сле­дует использовать разнообразные формы работы (как спе­циально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры). Иными словами, предла­гаемая программа не должна быть искусственной надстрой­кой, ее следует естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

Принцип координации деятельности педагогов. Те­матические планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы избежать по­второв и последовательно развертывать определенные те­мы. Например, инструктор по физвоспитанию, комменти­руя физические упражнения, рассказывает об их пользе, опираясь на уже имеющиеся у детей сведения о строении организма человека. Специалист по изодеятельности в со­держание отдельных занятий включает такие темы, как ядо­витые растения, опасные ситуации, связанные с контакта­ми с другими людьми.

Если в дошкольном учреждении есть практический пси­холог, его рекомендуется привлечь к работе по профилак­тике и психотерапии детских страхов, последствий сексу­ального насилия, преодолению конфликтов.

Принцип преемственности взаимодействия с ребен­ком в условиях дошкольного учреждения и семье. Основ­ные разделы программы должны стать достоянием родите­лей, которые могут не только продолжать беседы с ребен­ком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса (см. раз­дел «Ребенок дома»).

Что касается письменного оформления планов, то в каждом детском саду это имеет смысл делать наиболее удобными для данного педагогического коллектива спосо­бами, но при этом не следует забывать об индивидуальном подходе к детям, что, например, может быть отражено на полях или в отдельной колонке комментариев: «Саша К. часто проявляет застенчивость — проработать отдельно си­туацию обращения к врачу».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: