Попросите детей придумать короткие истории и описать внешность и действия героев с условием, что их персонажи — не животные, а люди.
Постарайтесь направить рассуждения детей таким образом, чтобы в рассказах прозвучали различные варианты. Например: герой с привлекательной внешностью совершает добрый поступок или оказывается коварным и злым; обладатель несимпатичной наружности в одной истории действует жестоко, а в другой может оказаться хорошим и добрым.
Побудите рассказчика уделить особое внимание описанию внешности героя, помогите ему вопросами:
• Как персонаж выглядит?
• Во что одет?
• Какой у него голос?
Пусть остальные дети тоже зададут рассказчику свои вопросы.
Тема 2
Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице
Цель. Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребенка правильно себя вести в таких ситуациях.
Материал. Цветные карандаши (фломастеры, гуашь, акварель), рабочая тетрадь 1.
Предварительная беседа
Педагог спрашивает детей, кого, по их мнению, можно считать «своим», близким человеком, а кого — «чужим»; кого можно назвать знакомым, чем знакомый отличается от близкого человека, а чем — от «чужого», постороннего.
Творческое задание
Для формирования более точного понимания того, кто является «своим» и «чужим», попросите детей изобразить на одном рисунке тех людей, кого они считают «своими» (мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры, тетя, дядя), а на другом рисунке — «чужих», посторонних людей (продавец в магазине, почтальон, прохожие на улице). Если ребенок помимо членов своей семьи изобразил на первом рисунке кого-то еще, например, воспитательницу детского сада, подругу матери, друзей-сверстников, — объясните, что такие люди называются «знакомыми». Это люди, которых ребенок знает, но не так хорошо, как своих родных и близких. Предложите нарисовать их отдельно на третьем рисунке.
Для закрепления понимания детьми различий между группами людей — «свои», знакомые, «чужие» — обсуждаются рисунки всех детей. Пусть каждый расскажет, кого он нарисовал, и объяснит, почему он разместил людей на своих рисунках именно так.
Игра
Попросите детей встать на небольшом (около полуметра) расстоянии друг от друга, образуя круг. Водящий находится в центре и поочередно бросает мячик каждому ребенку, приговаривая: «Знакомый, свой, чужой»,— выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать (по типу известной игры «Рыбы, птицы, звери»). Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч водящему.
В роли водящего может выступать и педагог, а темп бросания мяча может убыстряться или замедляться. Игра заканчивается тогда, когда все дети без ошибок справятся с заданиями водящего.