Разбейте детей на пары. Пусть кто-то из играющих представит себе, что он один дома играет в игры, листает книжку или смотрит телевизор, и вдруг звонят в дверь. Другой ребенок будет выполнять роль бандита, который говорит приятным голосом, называет по имени маму и папу, убеждает, что это они его послали, и просит открыть дверь.
Предложите детям разыграть этот сюжет. Пусть они придумают слова, которые говорит бандит, уговаривая ребенка открыть ему дверь, делая при этом ласковым голосом заманчивые предложения.
На следующем этапе игры специально остановитесь на том, что должен отвечать ребенок в этой ситуации и как ему следует себя вести. Выслушайте мнения детей по этому поводу и предложите им следующие образцы поведения:
• не нужно подходить к двери, разговаривать с «чужим» человеком;
• если вступил в разговор, то не говори, что ты дома один. Скажи, что папа спит и просил его не будить, или что папа в ванной, или «Мы с папой играем» (смотрим телевизор), попроси уйти и не мешать.
|
|
При этом объясните, что можно позвонить по телефону соседям или близко живущим родственникам (знакомым) и рассказать им, что происходит.
Попросите детей продолжить игру, используя эти образцы поведения.
Рассмотрите и такую ситуацию, когда чужой человек пытается сам открыть дверь. Спросите детей, что они будут делать в этом случае, и объясните, что лучше всего позвонить по телефону «02» и вызвать милиционера. Можно стучать по трубе или батарее отопления, кричать и звать на помощь соседей, звонить им по телефону; открыть окно и звать на помощь прохожих.
Помогите детям разнообразить сюжет, включите в него новые ситуации: чужой человек звонит по телефону в то время, когда ребенок дома один. Попросите детей рассказать, что они будут отвечать по телефону на вопросы: «Кто еще есть дома? Где родители, как их зовут? Где ты живешь — по какому адресу?» Рассмотрите с ребятами последствия их ответов, специально выделите опасные. Например, ребенок сообщил свой адрес, а чужой человек пришел и начал звонить в квартиру, уговаривая открыть ему дверь.
Объясните детям, что нельзя сообщать по телефону никому свой адрес, говорить, что находишься дома один, называть имена родителей. Лучше всего отвечать односложно «да» или «нет»; сказать, что папа дома, но сейчас подойти не может, и положить трубку.