Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц

УПК предусматривает некоторые особенности при произ­водстве по делам о преступлениях, совершенных: членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы, депутатом законодательного органа государственной власти субъекта РФ, депутатом, членом выборного органа ме­стного самоуправления и выборным должностным лицом органа местного самоуправления; судьями Конституционного Суда РФ, федерального суда общей юрисдикции, федерального арбитражного суда, миро­вым судьей и судьей конституционного (уставного) суда субъекта РФ; Председателем Счетной палаты РФ, его заместителем и аудитором Счетной палаты РФ; Уполномоченным по правам человека РФ; Президентом РФ, прекратившим исполнение своих обя­занностей, а также кандидатом в Президенты РФ; прокурором; следователем; адвокатом. Согласно ст. 448 УПК решение о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо о привлечении их к уго­ловной ответственности в случаях, когда дело было возбужде­но по факту преступления или в отношении других лиц, при­нимается: в отношении члена Совета Федерации и депутата Государ­ственной Думы — Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях члена Совета Федерации или депута­та Государственной Думы признаков преступления и с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы; в отношении Генерального прокурора РФ — коллегией, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ; в отношении судьи Конституционного Суда РФ — Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в дей­ствиях судьи признаков преступления и с согласия Конститу­ционного Суда РФ; в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда — Генеральным прокурором РФ на основании заключения кол­легии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, о нали­чии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ; в отношении иных судей — Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, о наличии в действиях судьи при­знаков преступления и с согласия соответствующей квалифи­кационной коллегии судей; в отношении Председателя Счетной палаты РФ, его за­местителя и аудиторов Счетной палаты — Генеральным про­курором РФ; в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — Генеральным прокурором РФ; в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ — Ге­неральным прокурором РФ; в отношении депутата законодательного (представитель­ного) органа государственной власти субъекта РФ — проку­рором субъекта РФ с согласия коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа; в отношении следователя, адвоката — прокурором, а в отношении прокурора — вышестоящим прокурором с согла­сия судьи районного суда по месту совершения деяния, содер­жащего признаки преступления; в отношении депутата, члена выборного органа мест­ного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления — прокурором субъекта РФ. Рассмотрение представления прокурора проводится с его участием, а также с участием лица, в отношении которого вне­сено представление, и его защитника в закрытом судебном за­седании в срок не позднее 10 суток со дня поступления пред­ставления прокурора в суд. По результатам рассмотрение представления прокурора суд: дает заключение о наличии или об отсутствии в действи­ях лица признаков преступления; выносит определение или постановление о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении лица, на при­влечение его в качестве обвиняемого или об отказе в этом. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, также соответствующей квалификационной коллегии судей с даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимаетс5 в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Генерального прокурора РФ и заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления. Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации деяния, содержащейся в заключении судебной коллегии которое может повлечь ухудшение положения лица, допускается только в порядке, установленном ст. 448 УПК для принятия решения о возбуждении в отношении члена Совет* Федерации, депутата Государственной Думы либо судьи уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого. В случае возбуждения уголовного дела в отношении Пре­зидента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Генеральный прокурор РФ в течение 3 суток направляет в Го­сударственную Думу представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосно­венности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Ге­нерального прокурора РФ в течение 3 суток направляется в Совет Федерации. Решение Совета Федерации о лишении не­прикосновенности Президента РФ, прекратившего исполне­ние своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 меся­цев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы Федерального Собрания, о чем в тече­ние 3 суток извещается Генеральный прокурор РФ. Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполне­ние своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица вле­чет за собой прекращение уголовного преследования. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председа­тель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты, Уполномоченный по правам человека в РФ, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, задержан­ные по подозрению в совершении преступления за исключени­ем случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности. Избрание в качестве меры пресечения заключения под стра­жу, а также обыск (за исключением задержания на месте пре­ступления), выемка, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивание телефонных и иных переговоров в отношении всех указанных лиц, производятся в соответствии со ст. 448 УПК. Судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи Консти­туционного Суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресе­чения заключения под стражу или о производстве обыска ис­полняется с согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ или ква­лификационной коллегии судей. Судебное решение об избрании в отношении Президент РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ в качестве меры пресече­ния заключения под стражу или о производстве обыска испол­няется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы. Мотивированное решение Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей о даче согласия на избра­ние в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска принимается в срок не позднее 5 суток со дня поступления представления Генерально­го прокурора РФ и соответствующего судебного решения. В случае, когда уголовное дело в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы было возбуж­дено либо привлечение его в качестве обвиняемого состоялось с согласия соответственно Совета Федерации или Государ­ственной Думы, Генеральный прокурор РФ после окончания предварительного расследования представляет в соответству­ющую палату федерального Собрания РФ ходатайство о даче согласия на направление уголовного дела в суд. Отказ Совета Федерации или Государственной Думы в удовлетворении ходатайства Генерального прокурора РФ вле­чет за собой прекращение уголовного преследования. Уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, де­путата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбиратель­ства, рассматривается Верховным Судом РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: