Сен-готард

Перевал Сен-Готард обеспечивает кратчайший путь через Центральные Альпы. С полным основанием его можно назвать жизненно важной артерией Европы. Соединяя долину Ройса, текущего на север в Рейн, и долину Тичино текущей на юг в По, он самым коротким образом связывает южную Германию и северную Италию. Расположенный на высоте всего лишь 2 108 м, он находится существенно ниже, чем другие проходы, которые поэтому дольше остаются закрытыми зимой или в плохую погоду в метели и снегопад.

Интересно, что Сен-Готард стал важной транспортной артерией сравнительно недавно. Римляне им не пользовались, предпочитая более западные проходы, такие, как Большой Сен-Бернар или Mons Jovis. Им не пользовались и после падения Римской империи на Западе, несмотря на оживленную миграцию с севера на юг. Трудность представлял короткий участок верховьев Ройса, где на протяжении примерно трех километров на север от современного Андерматта, расположено ущелье с крутыми скалами. Это Шоллененское ущелье, верхний вход в которое — просто утесы, делал совершенно невозможным движение по Сен-Готарду, пока, наконец, не были проведены масштабные инженерные работы.

Работы начались где-то

после 1200 г. н.э. Над входом в ущелье взметнулась изумительная арка Чертова моста, высокая конструкция которого была, должно быть, не менее сложна, чем своды готического собора. Самый крутой участок ущелья, каменные глыбы, известные как scaliones или Schollen были стесаны, затем поставили опоры для деревянных платформ над выступами. Так что к 1300 году, когда приют в верхней части прохода был посвящен Св. Готарду, епископу далекого Хильдесхейма, люди потекли через проход размеренно и непрерывно.

Затем в течение примерно 600 теплых сезонов дорога Сен-Готарда служила (с июня по ноябрь) главным путем Европы с севера на юг. Пилигримы, купцы или солдаты преодолевали 60 миль нелегкого пути в гору (от Альтдорфа в верховьях озера Люцерн до Биаски в верховьях Левантины) в четыре — пять переходов. Его южный отрезок через мрачную Валль Тремола, или «Долину дрожи» (где добывают прозрачный камень тремолит) был едва ли легче Чертова моста. По извилистой тропе могли пройти только мулы с грузом, пешеходы и носильщики. До того, как этот путь был расширен в 1830 году, только англичанин Чарльз Гренвиль преодолел его, так сказать, на колесах: он на пари (в 1775 году) нанял швейцарс-

ких солдат и те пронесли его фаэтон на своих плечах.

Открытие Сен-Готарда имело важные стратегические последствия. Оно в особенности оживило швейцарский кантон Ури, охраняющий проход, а через него и Швейцарскую Конфедерацию в целом. Теперь армии могли быстро пройти из Германии в Ломбардию, чем воспользовались многие императоры, но с особым блеском — солдаты Суворова в 1799 году.

Не меньшее значение имело и строительство Сен-Готардской железной дороги в 1882

году. Тогда в верхней части прохода построили пятнадцатикилометровый главный туннель и

80 меньших туннелей. В знаменитом Pffafensprung «Прыжке пастора» над Гошенен начинается спиральный железнодорожный путь, где поезда сначала мчатся вправо, а в конце его несколькими сотнями футов выше, уже влево. Строительство унесло жизни многих рабочих, в том числе и самого конструктора. В 1980 году рядом с железнодорожным туннелем появился автомобильный, по которому не прекращается шестирядное движение в любую погоду, летом и зимой. Мотоциклисты, которых с задних сидений подгоняют одетые в кожу и любящие скорость львицы, с визгом проносятся по нему за считанные минуты.

масштабам8. Тем более важно отметить, что с падением Римской империи

Средиземноморье навсегда перестает быть политически единым. Морской мощи становится недостаточно, чтобы одолеть империи суши, утвердившиеся по его периметру. И как только в Леванте и в Африке утверждаются мусульманские государства, Сре-

диземноморье становится предметом постоянного политического передела. Морские и торговые государства, такие, как Венеция, не были в состоянии объединить его в одно целое. Европейские государства XIX века основали здесь колонии от Сирии до Марокко; однако из-за соперничества друг с другом они не смогли разрушить глав-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: