Древний Рим, 753 г. до н. э. — 337 г. н. э. 125

щины и веками пользовались традиционными формами имени: или патронимами (как у евреев «Авраам бен Исаак», то есть Авраам сын Исаака), или личными эпитетами. Знаменитый изгой шотландского высокогорья, которого англоговорящие жители южной (низменной) Шотландии называли Роб Рой Мак-Грегор (ок. 1660-1732 гг.) своим был известен как Роб Руадх (Рыжий Роберт) из Инверснейда. И гэльская, и еврейская системы имен пали жертвами государственной бюрократии


в конце XVIII века. После поражения яковитов жители горной (северной) Шотландии были зарегистрированы под своими клановыми именами, которые они до тех пор употребляли редко, и таким образом появились тысячи и тысячи Мак-Грегоров, Мак-Дональдсов и Мак- Леодов. После раздела Польши польские евреи в России обычно получали фамилии по своим родным городам или по именам их благородных нанимателей. В Пруссии и Австрии им были даны немецкие фамилии госу-

дарственными чиновниками. С 1795 по 1806 гг. еврейская община Варшавы оказалась во власти Э. Т. А. Гофмана, бывшего тогда прусским администратором города. Он наделял фамилиями, следуя прихоти своей фантазии, так что счастливые оказались Апфельбаумами [Яблоневыми], Химмельфарбами [Райскими] или Фогельзангерами [сладкоголосыми], менее счастливые — Фишенбайнами [Рыбьекостными], Хозендурфами [Вонючими] или Каценелленбогенами [Кошколапыми].

обществе. Именно благодаря патронажу римское правление приобрело это свойственное ему смешение демократических форм и олигархического контроля.

Система собраний, ротация официальных лиц и потребность в частых собраниях — все это породило у римлян развитое чувство социальной принадлежности. Каждый римлянин ясно понимал свое положение в обществе в отношении своих трибы, рода, фамилии, центурии и патрона. Основными гражданскими ценностями римлян было активное участие в общественной жизни и несение военной службы. Формально народные собрания назначали высших должностных лиц, а высшие должностные лица назначали членов Сената. На самом же деле сенаторы приводили в действие все общественные институты и притом к своей выгоде. Кто главенствовал в Сенате, тот и правил Республикой.

Сенат, остававшийся в центре общественной жизни и при Республике, и во время Империи, насчитывал в разное время от 300 до 600 членов. Они назначались консулами, и Сенат созывался для помощи консулам. Но, поскольку от консулов требовалось отдавать предпочтение «опытным мужам» и поскольку сенаторы-патроны контролировали все значительные посты в государстве, Сенат мог без помех контролировать всю государственную машину. Это было ядро самовоспроизводящейся элиты. В любой момент доминирующая в Сенате группа зависела от тонкого баланса сил между конкурирующими личностями, кланами и клиентеллами — группами клиентов того

или иного патрона. Но на протяжении веков мы вновь и вновь встречаем одни и те же патрицианские имена — пока они не оказались смыты волной выскочек.

С течением времени эффективность контроля со стороны сенаторов уменьшалась пропорционально росту фракционности. Когда общественная борьба парализовала деятельность Сената, то вся система могла дальше функционировать или путем назначения диктатора с общего согласия, или если какая-то фракция силой оружия навязывала всем свою волю. Этим и объясняется появление череды диктаторов в I веке до н. э. В конце концов, фракция под водительством Октавиана Цезаря, будущего Августа, навязала свою волю остальным. Октавиан стал патроном патронов и взял всех сенаторов в свои руки.

Два консула (как коллективный орган высшей исполнительной власти) совместно осуществляли управление Римом в течение одного года с 1 января. Этот орган был по своему происхождению военным, поскольку консулы предлагались Сенатом и утверждались центуриатными комициями, получая империй — право командовать армией для достижения определенных целей. Однако постепенно за консулами закрепились дополнительные функции: председательство в Сенате и (вместе с Сенатом) ответственность за внешнюю политику Рима. Они также контролировали внутренние дела Рима, где верховная власть принадлежала преторам — высшим судьям, управлявшим судебной системой, цензорам, контролировавшим сбор налогов и регистрацию граждан, квесторам, управлявшим обще-

Roma

ственными финансами, эдилам, поддерживавшим порядок в городе и проводившим Игры, и понтифику — первосвященнику. От них (вместе с трибунами) ждали поддержания мира между Сенатом и народом. О роли консулов можно судить по тому, что римляне вели историческую хронологию не простым счетом, а по годам правления консулов. [AUC]

Позднее благодаря реформам Мария и Суллы власть консулов претерпела изменения. Исключительно возросло значение практики управления провинциями через проконсулов, то есть бывших консулов. Но, с другой стороны, консулы утратили непосредственный контроль над армией.

Многие неверно понимали характер римского правительства. Оно постоянно менялось в течение долгого времени и не было гомогенным, кроме, может быть, короткого периода династии Антонинов. Что же касается несомненного успеха римского правительства, то он обеспечивался четко поставленными целями. Правительство добивалось, чтобы магистраты улаживали споры и взыскивали налоги. Чтобы армия обеспечивала защиту от вторжений извне, порядок и безопасность внутри. Оно поддерживало власть угодных ему местных и региональных элит, часто привлекая их к участию в религиозных и гражданских церемониях. Для достижения такого идеального эффекта требовались и большая бдительность (вплоть до посягательства государства на законные права и привилегии оппонентов) и абсолютная беспощадность в защите законной власти. По словам Вергилия:

Tu regere imperio populos, Romane, memento (hae tibi erunt artes), pacisque imponere morem


parcere subiectis et debellare superbos.

(Ты же народами править властительно, римлянин, помни! Се — твои будут искусства: условия устанавливать мир, ниспроверженных щадить и ниспровергать горделивых)6.

Тем не менее мы заблуждаемся, рассматривая римские институты через призму современных понятий. В царский период монархия не была наследственной, она была ограничена Сенатом, где заседали патриции, которые со временем ее и свергли. Республика поначалу дала двум консулам (избиравшимся ежегодно Сенатом патрициев) полную

«власть командовать». Но они были су-

щественно ограничены в осуществлении своей власти и парным характером своей должности, и правом вето, установленным в 494 г. для трибунов плебса. Так появилась формула SPQR — Senatus Populusque Romanus [Сенат и народ Римский] — от имени которых осуществлялась власть в Риме. В основном, традиционные судебные должностные лица и законодательные органы сохранялись и в последние годы Республики, и при Империи; однако они подчинялись все возраставшим диктаторским претензиям исполнительной власти.

Реально деятельность постоянно менявшихся институтов определялась политической культурой Рима. Политическая и религиозная жизнь Рима были тесно связаны. Принятие всякого решения сопровождалось гаданием (чтением авгуров). Большим почетом были окружены власть семьи и местные власти, в результате гражданская ответственность, непременное требование служить в армии и уважение к закону крепко укоренились в римском обществе. Ротация основных должностей требовала и лоббирования, и инициативы. Во времена Республики искали консенсуса через consilium (консультации). Во времена Принципата (и на заре Империи) значение приобрело послушание.

Римское право называют самым важным вкладом римлян в мировую историю7. Начало

римскому законодательству было положено Двенадцатью таблицами 451 - 450 гг. до н. э., где впервые появляется идея равенства перед законом, то есть идея равнообязательности закона для всех граждан. В римском законе были две составляющие: ius civile (государственное право), регулирующее отношения граждан между собой, и ius gentium (международное право). Римское законодательство развилось из конгломерата обычаев и установившейся практики, как их определяли prudentia — правила юридической процедуры. С годами каждый юридический вопрос проверялся, исправлялся и расширялся, причем главным источником такого рода законотворчества были преторы вплоть до вечного эдикта императора Адриана, который положил конец дальнейшим юридическим поправкам. Законы, предложенные магистратами — leges rogatae, отличались от plebiscita [народных суждений], которые предлагались тем или иным собранием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: