Древний Рим, 753 г. до н. э. — 337 г. н. э. 127

Сложность юридической практики, которая со временем только увеличивалась, породила науку юриспруденции, и появилось множество римских юристов, начиная с Г. Муция Сцеволы (консул в 95 г. до н. э). Когда же были казнены величайшие юристы грек Эмилий Папиниан (в 213) и Домиций Ульпиан (в 223) — это уже было сигналом вырождения и упадка. [ЗАКОН]

Римская армия была продуктом общества, жившего постоянной войной. Римская армия отличалась замечательными техническими навыками и, в неменьшей степени, системой тыловой поддержки и корпоративным духом. В продолжении полутысячи лет (от Второй пунической войны до бедствий III в.) она оставалась практически непобедимой. Ее победы были без числа, и каждая

отмечалась помпезным триумфом и множеством памятников, вроде Арки Тита или Колонны Траяна. Ее поражения были тем более поразительными, что были исключением. Так, уничтожение трех римских легионов в лесах Германии в 9 г. н. э. не с чем было сравнить, пока в 251 г. в битве с готами не нал император Деций или пока не был захвачен персами в 260 г. император Валериан. Так что латинская поговорка si vis pacem, para bellum

— если хочешь мира, готовься к войне — была не просто пословицей, а кратким описанием образа жизни.

Во времена Pax Romana в крепостях и вдоль границ Империи находилось около 30 легионов. Многие легионы устанавливали крепкие связи с теми провинциями, где постоянно располагались

ЗАКОН

Часто говорят, что римское право — это один из столпов европейской цивилизации. И это действительно так. Латинское слово lex означает «крепление, соединение», «то, что связывает». То же понятие лежит в основе и другого важнейшего представления римской законности — pactum, или контракт, соглашение. Свободно заключенный двумя сторонам контракт (ради коммерческих, матримониальных или политических целей) предписывает затем этим сторонам его соблюдать. Римляне знали, что власть закона обеспечивает надежность правительства, доверие в коммерческих делах и порядок в обществе.

Не следует, однако, думать, что современная Европа унаследовала римские правовые традиции прямой передачей их по наследству. В основном кодексы законов Империи вышли из употребления с ее распадом и были открыты вновь уже в Средние века (см. глава V).


Дольше всего они были в упот-

реблении в Византии, но на современное законодательство римское право повлияло не через Византию. Хотя, возможно, и послужило прямым примером при создании католического канонического права.

Более того: даже в светской сфере римские традиции возрождались в условиях функционирования иных, неримских (часто противоположных им) правовых систем. Рим был только одним из источников европейской юриспруденции. Обычное право при всей его противоречивости было так же важно. В некоторых странах, например во Франции, удалось достичь баланса между римским и обычным правом. На большей территории Германии римское право появилось в XV веке, то есть очень поздно. В Англии, в отличие от всех других стран, обычное право, умеренное правом справедливости [право справедливости — система права, действующая наряду с общим правом и писаным, статутным правом; допол-

няет обычное право — перев. ] получило исключительную монополию.

Но даже и в этих обстоятельствах римский принцип разделения общественной и личной сфер оказался чрезвычайно полезным для развивавшихся государств Европы. А гражданское право в большинстве европейских стран строилось на принципах, кодифицированных на римский манер (в отличие от англо-американского понятия правового прецедента). В этом отношении особое влияние оказал французский Кодекс Наполеона (1804 г.).

При этом все образованные юристы Европы (несмотря на принадлежность той или иной школе) признают свой долг перед Цицероном и его последователями. Ведь именно Цицерон написал в De legibus: «Salus populi suprema lex» — «безопасность людей есть высший закон». С полным основанием можно также сказать, что верховенство закона обеспечивает людям наибольшую безопасность.

Roma

в течение нескольких поколений или даже столетий: II Augusta и XX Valeria Victrix — В Британии, XV Apollinaris — в Паннонии или V Macedonica — в Мезии.

В каждом легионе было около 5000-6000 человек, и командовал легионом сенатор. В нем было три линии пехоты — гастаты (hastati), принципы (principes) и триарии (triarii), каждая состояла из десяти манипул под командованием «первого» и «последнего» центурионов; velites (стрелков) и iustus equitatus — подразделения всадников, состоящего из

10 турм — эскадронов, и инженерного обоза. Кроме того, легиону придавались многочисленные вспомогательные соединения, собранные из союзников римлян или наемников, причем каждое было организовано в отдельную когорту под командованием собственного префекта.

Со временем число солдат со статусом гражданина катастрофически уменьшалось; хотя, конечно, костяк всей системы составляла каста римских офицеров среднего звена, обычно служивших центурионами. Наградой за особые заслуги были медали или венки для полководцев; и преданный служака мог надеяться на вознаграждение земельным наделом в одной из военных колоний Рима. Дисциплина поддерживалась суровыми наказаниями, включая бичевание и распятие на кресте (для перебежчиков). Впоследствии с упадком гражданских институтов военные получили шанс выдвинуться на первые места в Империи. Gladius — короткий меч, приспособленный для колющих ударов, заимствованный у иберийцев во время Второй Пунической войны, стал — в руках гладиаторов — символом удовольствий Рима, а также и символом его непобедимости.

Римская архитектура была в высшей степени приспособлена для практических целей, и ее достижения относятся, скорее, к инженерному делу, чем искусству. Хотя Рим и продолжил греческую традицию строительства храмов, но настоящее новаторство проявилось в строительстве дорог, мостов, планировке городов и в строительстве функциональных гражданских зданий. В отличие от греков, римляне весьма преуспели в строительстве арочных и сводчатых конструкций, которые широко использовали для возведения мостов и поддержки сводов зданий. Таким образом, триум-

фальная арка, которую можно было найти почти во всяком римском городе, соединила в себе не только техническое мастерство строителей, но и дух римского строительства. Так в Пантеоне, который возвел Агриппа в 27 г. до н. э. в честь «всех богов» и в память о битве при Акции, сводчатый купол на 1,5 м шире, чем в соборе Св. Петра (теперь это церковь Санта Мария Ротунда ад Мартирес). Колизей (80 г. и. э.) или, точнее, Амфитеатр Флавиев являет собой изумительное соединение греческого и римского стилей: здесь 4 арочных яруса с вкрапленными туда колоннами. В нем могло разместиться 87000 зрителей. Громадные кирпичные Бани Каракаллы или Термы Антонинов (217 г. н. э.), где Шелли сочинил Освобожденного Прометея — превосходный памятник римскому стилю жизни, — занимает площадь в 330 м. кв. Здесь были обычные отделения, различавшиеся температурой — frigidarium, tepidarium и caldarium и piscina, или бассейн на 1600 человек, стадион, греческая и латинская библиотеки, картинная галерея и множество комнат. Бани Диоклетиана (306 г. н. э.) были не так роскошны. Грандиозный Circus Maximus [Большой Цирк] предназначался для состязаний на колесницах; его расширяли до тех пор, пока не приспособили на 385 000 зрителей.

Римская литература особенно привлекает тем, что она бросала вызов господствовавшему в обществе милитаристскому и, в значительной степени, филистерскому духу. Очевидно, римские литераторы имели свою аудиторию и свое


окружение, в особенности среди праздной аристократии конца Республики и начала Империи. Но как-то они не смешивались с окружением настолько, насколько смешивались их греческие собратья. Между миром изысканной литературы и жестоким миром Рима вообще всегда сохранялась напряженность.

Эта напряженность вполне может объяснить, почему римская литература развилась сравнительно поздно и почему она встретила такое враждебное отношение со стороны людей, которые, подобно Катону, видели в ней лишь подражание упадочным нравам греков. Этим же объясняется тот факт, что первым перенесенным на римскую почву жанром была драматическая комедия, и то, что единственным реальным вкладом Рима в об- Древний Рим, 753 г. до н. э. — 337 г. н. э. 129


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: