Апокалипсис

Расположенный вдали от Европы остров Патмос находится у азиатского побережья Эгейского моря. В I в. н. э. жители близлежащего римского города Эфеса использовали его как место заключения преступников. Он был подходящим местом для написания последней книги христианского канона Священного Писания.

Автор Откровения или Апокалипсиса звался Иоанном. Он никогда не утверждал, что является св. Апостолом Иоанном, как это принято позднейшим преданием; и ни его стиль, ни его способ видения вещей не напоминают стиля и воззрений

автора Четвертого Евангелия. Иоанн был сослан на Патмос за религиозные преступления, а писал он, по всей вероятности, между 81 и 96 гг. н. э. Апокалипсис св. Иоанна описывает ряд мистических видений, которые — подобно еврейской апокалиптической литературе этого периода — предсказывают конец существующего порядка вещей. Необычная символика Апокалипсиса — Агнец, Семь печатей, Четыре зверя и Четыре всадника, Великая Вавилонская блудница, Огненный дракон и другие — и по сегодняшний день изумляют и озадачивают христиан. Цент-

ральные разделы рассказывают о борьбе с Антихристом и являются богатым материалом по демонологии [дьявол]. В заключительных главах — 21 и 22 — являются «новое небо и новая земля» (Aп 21, 1), где: «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Aп 21, 4-6).

тогда, когда численность христиан возросла и когда их стали преследовать за отказ участвовать в отправлении императорского культа, их все-таки нельзя было признать


социально опасными (АПОКАЛИПСИС)

Теперь, по прошествии долгого времени, конечно можно видеть, что христианство с его упором на внутреннюю жизнь человека способно было заполнить духовную пустоту, чего не сумел заполнить образ жизни Рима; видно также, что христианская доктрина искупления и преодоления смерти должна была казаться очень привлекательной. Однако понятно также изумление императорских чиновников — например, Плиния Младшего в Вифинии (см. с. 191 выше). Но, одно дело — решить, что старый мир созрел для новой «спасительной» религии, и другое — объяснить, почему возникшую лакуну заполнило христианство, а не какая-нибудь из иных религий, способных с успехом претендовать на эту роль.

Из всех, писавших о рождении христианской Церкви, самым большим скептиком был Эдвард Гиббон. Его Decline and Fall of the Roman Empire (Закат и падение Римской империи), будучи примером прекраснейшей исторической прозы на английском языке, содержит также особенно яростные нападки на Церковь за ее отступления от хри-

стианских принципов. По его собственному признанию, Гиббон осуществил

«бесстрастное, рациональное исследование развития и институциализации... чистой и скромной религии, которая в конце концов развернула победное знамя Креста на развалинах Капитолия»30.

Распространению христианства способствовал Pax Romana. B течение трех столетий после распятия Христа христианские общины возникли в большинстве крупных городов восточной части средиземноморского бассейна. Святого апостола Павла, послания которого составляют значительную часть Нового Завета, а многочисленные поездки были первой в истории христианства серией пастырских визитов, интересовали главным образом говорящие по-гречески жители городов Востока. Как говорит предание, св. апостол Петр, ближайший ученик Христа, поплыл в Рим, где ок. 68 г. н. э. погиб мученической смертью. Из Рима Евангелие распространилось по всем провинциям Империи — от Иберии до Армении.

Ключевой фигурой был, несомненно, Савл из Тарса (ум. ок. 65 г. н. э.), известный как св. апостол Павел. Еврей по рождению, он был воспитан как фарисей и участвовал в ранних преследованиях евреями христиан. Присутствовал при смерти первого христианского мученика Стефана, по-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: