Древний Рим, 753 г. до н. э. — 337 г. н. э. 141

дут слабее, тем настоятельнее будут просить о том же.

Плиний: Я никогда не присутствовал на следствиях о христианах: поэтому я не знаю, о чем принято допрашивать и в какой мере наказывать. Не мало я и колебался, есть ли тут какое различие по возрасту, или же ничем не отличать малолеток от людей взрослых...прощать ли раскаявшихся или же человеку, который был христианином, отречение не поможет и следует наказывать само имя, даже при отсутствии преступления, или же преступления, связанные с именем.

Траян: Ты поступил вполне правильно, мой Секунд, произведя следствие о тех, на кого тебе донесли как на христиан... Выискивать их незачем... если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать... Безымянный донос о любом преступлении не должно принимать во внимание. Это было бы дурным примером и не соответствует духу нашего времени.»24

В лице Марка Аврелия Рим получил настоящего царя-философа. Ученик Эпиктета, он приучил себя переносить тяготы постоянных военных кампаний, груз должностной ответственности и требования расточительной семьи. Ero записки «К самому себе», известные как Размышления, полны самых высоких чувств: «свойством собственно достойного человека остается любить и принимать судьбу и то, что ему отмерено, а гения, поселившегося у него внутри, не марать и не оглушать надоедливыми представлениями, а беречь его милостивым, мирно следующим богу, ничего не произносящим против правды и не делающим против справедливости. И если даже не верят ему все люди, что он живет просто, почтительно и благо-спокойно, он ни на кого из них не досадует и не сворачивает с дороги, ведущей к назначению его жизни, куда надо прийти чистым, спокойным, легким, приладившимся неприневоленно к своей судьбе»25. Марк Аврелий прекрасно понимал, кто он и на каком месте: «Город и отечество мне, Антонину, — Рим, а мне, человеку, — мир... Азия, Европа — закоулки мира. Целое море — для мира капля. Афон — комочек в нем. Всякое настоящее во времени — точка для вечности. Малое все, непостоянное, исчезающее. Все оттуда идет... из общего ведущего»26.

К середине III века Римская империя являла все признаки далеко зашедшей внутренней болезни. Политический упадок проявлялся в отсутствии решимости в центре и беспорядках

— на периферии. За 90 лет, начиная с 180 г. н. э., не менее 80 кратковременных императоров претендовали на монаршую власть по праву или путем узурпации. «Правление Галлиена, писал Гиббон, принесло только 19 претендентов на трон... быстрый и постоянный переход из хижины на трон и с трона — в могилу мог бы позабавить стороннего наблюдателя»27. Армия безнаказанно повелевала своими гражданскими повелителями. Варвары массами переходили limes, часто беспрепятственно. Набеги готов были постоянными. В 268 г. они захватили и разграбили Афины. Одна отколовшаяся «империя» при некоем Постуме появилась в центральной Галлии, а другая — в Пальмире. Поскольку власти было все труднее навязывать культ никудышных или часто сменявших друг друга

императоров, то все чаще обращались к преследованиям постоянно возраставшей христианской секты. В 250-265 гг. во многих районах свирепствовала чума: некоторое время даже в Риме умирало по 5000 человек в день. За чумой последовал голод. Началась жестокая инфляция, сопровождаемая серьезным обесцениванием денег. Марк Аврелий выпустил серебряную монету, содержащую 75% серебра. При Галлиене (правил в 260-268 гг.) сто лет спустя, в ней было уже 95% примесей. Поступления в казну от налогов резко упали; имперские власти сосредоточили ресурсы в пограничных провинциях; в других местах многие провинциальные города пришли в упадок; амфитеатры разбирали на камни, чтобы строить укрепления.

Даже при Диоклетиане (правил в 284-305 гг.), двадцать один год правления которого казался «основанием новой империи», далеко не все было так хорошо. Тетрархия, или правление четырех, которое разделило Империю на две части, каждая со своим собственным августом и своим собственным заместителем цезарем, облегчило администрирование и защиту границ. Очень выросла армия, — но также и бюрократия. Рост цен был взят под контроль, — но не сокращение населения. Продолжались преследования христиан. В 304 г. в Риме был организован большой триумф, но он был последним. Год спустя Диоклетиан отрекся от власти и удалился в родную Далмацию.

Roma

Флавий Валерий Константин (правил в 306-337 гг.), позднее названный Константином


Великим, родился в Нэссе в Мёзии Верхней (то есть в Нише в современной Сербии, а не в Дакии, как утверждает Гиббон). Его отец Констанций Хлор, бывший цезарем Запада при Диоклетиане, умер в Эбораке (Йорке) вскоре после вступления на престол. Ero мать Елена (из бриттов) была христианкой, предание чтит ее как нашедшую Истинный Крест. Константин воссоединил две половины империи и Миланским эдиктом провозгласил общую религиозную терпимость. Он утверждал, что имел два видения в решительные моменты его жизни. Первоначально говорили, что ему явился Аполлон, а позднее — Крест со словами «Сим победишь». Он поссорился с жителями Рима и решил перенести столицу на берега Босфора. На смертном ложе он крестился, и, таким образом, в момент христианского обращения императора Рим перестал быть центром Империи, которую создал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: