Древний Рим, 753 г. до н. э. — 337 г. н. э. 145

битого камнями в Иерусалиме ок. 35 г. н. э. Но позднее, после обращения, происшедшего на пути в Дамаск, принял крещение и стал самым влиятельным прозелитом

«нового пути». Три его миссионерских путешествия стали мощнейшим стимулом развития христианства. Его встречали по-разному. В 53 г. н. э. в Афинах, где он обнаружил алтарь с надписью «Неведомому Богу», евреи встретили его подозрительно.

«Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним. И одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?», а другие: кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение. И, взявши его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? «Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое?» Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое» (Дн 17, 18-21).

Дважды он подолгу задерживался среди расположенных к нему жителей Коринфа, где, по всей вероятности, написал свое Послание к римлянам. Когда он вернулся в Иерусалим, то был обвинен в нарушении еврейского закона, но как римский гражданин апеллировал к суду, настаивая на процессе в Риме. По преданию, он погиб во время гонений Нерона на христиан.

Вклад св. апостола Павла в распространение христианства был решающим в двух отношениях. Во-первых, как апостол не исповедующих иудаизм, он определил принцип, согласно которому «новый путь» не был родовой собственностью евреев, но был открыт для всех, стремящихся им следовать. «Нет уже ни еврея, ни язычника, нет ни раба, ни свободного» (Кол 3, 11). Во-вторых, он заложил основы всего будущего христианского богословия. Согрешившее человечество по милости Божьей было спасено во Христе, Воскресение которого лишило силы Старый Завет, открывая новую эру Духа. Христос больше, чем Мессия: Он Сын Божий, и Церковь Его мистическое тело — СОСТОИТ ИЗ всех верующих, через покаяние и приобщение участвующих в Нем до Второго пришествия. Иисус был единственным в своем роде источником вдохновения, но именно св. апостол Павел создал христианство

как последовательную религиозную доктрину [ЦЕЛОМУДРИЕ].

Иудейские корни христианства имели далекоидущие последствия, особенно в смысле отношений между христианами и евреями. После Иудейского восстания 70 г. еврейская диаспора начала распространяться по всей Империи. Иудаизм больше не был сконцентрирован в Иудее, и «Народ Книги» становился религиозным меньшинством во многих районах Европы и Азии. Евреи считали Иисуса Христа ложным мессией, узурпатором и отступником. Христиане были для евреев угрозой и позором: они рассматривали христиан как опасных бунтарей, которые похитили Писание и нарушили священные запреты, отделявшие евреев от неевреев (язычников). Но и евреи казались


христианам угрозой и вызовом: они были собственным народом Христа, отвергнувшим Его Божественность, их вожди предали Его на распятие. По народному верованию, а со временем и для официального богословия евреи стали «христоубийцами».

Разделение иудео-христианской традиции было произведено обеими сторонами, причем каждая сторона остро ощущала предательство другой. Естественно, что и чувство отчуждения было в данном случае больше, чем в конфликтах христиан с другими религиями. Здесь мы имеем дело с неразрешенной и неразрешимой семейной ссорой. С точки зрения бескомпромиссного еврея, у христианства антисемитская природа, и антисемитизм им представляется христианским явлением par excellence. С точки зрения последовательного христианина, иудаизм по природе своей — «седалище Антихриста», иудаизм потерпел поражение, он — источник постоянной клеветы, богохульства и оскорблений. И, несмотря на учение о всепрощении, христианам и евреям труднее всего увидеть друг в друге наследников единой традиции. И только «самые-самые» из христиан могут подумать о том, чтобы назвать евреев «нашими старшими братьями».

Христианство основывалось, однако, не на одном иудаизме: на него оказали влияние различные восточные религиозные течения в Империи и, в особенности, греческая философия. Евангелие от Иоанна, которое начинается словами «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», решительно отличается от трех

ROMA


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: