Древний Рим, 753 г. до н. э. — 337 г. н. э. 149

ДЬЯВОЛ

Во всех традициях, на которых возросла впоследствии европейская цивилизация, остро осознавалось существование злого начала. В религии доисторических народов и в фольклоре язычников оно часто принимает форму рогатого животного—дракона, змея, человека-козы на шабашах ведьм, Соблазнителя, который не может вполне скрыть свои рога, хвост и копыта. В мифологии классического мира он был

господином подземного царства, а его родословие можно проследить до встречи Гильгамеша с Хумбаба. [эпос] В ма-нихейской традиции [БОГОМИЛЫ] это был Князь тьмы. Для Аристотеля он был только отсутствием Добра. Но уже для платоников он был diabolos, противник, Старый Враг. В Ветхом Завете, в особенности в Книге Иова, он был проводником греха и неописуемых страданий. В христианской традиции ис-

кушавший Христа в пустыне -это Сатана и падший Люцифер. Этот персонаж становится центральной фигурой средневековой демонологии и рассуждений Бл. Августина о свободной воле Бога и допущении зла, а также центральной фигурой шедевров Мильтона и Гете. Теперь же европейцы потеряли осторожность. Но история Европы без Дьявола — это то же, что история христианства без Христа.


III веков, но определенное заявление по этому вопросу было сделано только в Праздничном послании Афанасия Великого в 367 г. Основной корпус Нового Завета — четыре Евангелия и 13 посланий aп. Павла — был утвержден ок. 130 года, а Ветхого Завета

— то есть древнееврейский канон без апокрифов — ок. 220 года. О других книга, в особенности об Апокалипсисе или Откровении Иоанна Богослова, спорили еще долго. [АПОКАЛИПСИС]

Богословские споры показали, что для их разрешения нужен какой-то церковный авторитет. Одно решение этого затруднения предложил Климент Римский (ум. ок. 90 г.), выдвинувший учение об апостольской преемственности. Предстоятели христианской Церкви имели достаточный авторитет, если могли проследить свое посвящение вплоть до одного из двенадцати апостолов или до признанного их преемника. Сам Климент, бывший третьим от aп. Петра епископом Рима, свое право на наследие этого престола выводит из слов «Ты -Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф 16:18). То же с еще большей силой заявлял Ириней епископ Лионский (ок. 130-200 гг.), в своих посланиях против гностиков:

«Величайшая и древнейшая из церквей, известная всем, [есть та] которая была основана в Риме апостолами Петром и Павлом... Всякая другая Церковь, то есть верная во всем остальном, должна быть приведена в гармонию [с Римом] авторитетностью своего происхождения. И именно там

Предание, восходящее к апостолам, сохраняется...»33. В этих словах было изложено существо католической традиции.

До сих пор остается несколько соперничавших источников власти и авторитета, а апостольская преемственность, как ее понимают в Риме, никогда не стала общепризнанной. Но прямое соприкосновение с апостолами очевидным образом доставляло славу. Помимо Климента Римского к апостольским мужам принадлежали еще Игнатий Антиохийский, Папий Иерапольский и Поликарп из Смирны (ок. 69-155 гг.), который пострадал в Смирне, где был сожжен.

Гонения на первых христиан представляют собой спорный вопрос, а реальные размеры этих преследований трудно определить по мартирологам заинтересованной стороны.

«Церковные писатели IV и V веков, пишет Гиббон, приписывали римским магистратам такую же непреклонную и непримиримую горячность, какая наполняла их собственные сердца»34. Однако время от времени гонения действительно возникали. Нерон, например, сделал христиан «козлом отпущения» после пожара в Риме в 64 году. Это было не характерно для обычной терпимости римлян к национальным религиозным культам, как иудаизм, к которому поначалу относили и христианство. Домициан, потребовавший, чтобы ero почитали как Dominus et Deus, казнил христиан, отказывавшихся это делать, как

«атеистов». Марк Аврелий санкционировал жестокое гонение в Лионе в 177 году. Но

Roma

лишь император Деций (249-251 гг.) в 250 г. приказал всем поданным приносить жертвы признанным (государством) божествам под страхом смертной казни. По прошествии некоторого времени Диоклетиан в 303 году приказал разрушить все христианские церкви и сжечь все Библии. Это Великое гонение продолжалось 13 лет и стало прелюдией к установившемуся в следующее правление режиму общей терпимости. Особенно сильные гонения вызывали обратный эффект, так что капитуляция Римской империи перед христианством была завоевана кровью мучеников. [КАТАКОМБЫ]

Священство как отдельное от мирян сословие формировалось постепенно. Епископское служение как служение руководителя общины и диаконское служение оформились раньше, чем пре-

свитерское, т.е. священническое, с которым было связано исключительное право на отправление священнических функций. Титул патриарха, «отца» епископов в провинции или отдельной стране, долгое время употреблялся очень непоследовательно. Причем епископ Рима не имел особого статуса, а особая роль главы христианской общины в столице исчезла, поскольку сама столица была перенесена. В этих условиях христиане Рима подвергались даже особенно ожесточенным преследованиям. В ранние века христианства целая вереница епископов сменяет друг друга на «престоле Св. Петра», но ведущую роль в делах Церкви они начинают играть только с V или, как некоторые считают, с VII века.

Начиная с IV в., Отцами Церкви стали называть всех тех, кто играл особенно важную роль в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: