Рождение Европы, ок. 330-800 185

тесные контакты с Римской империей в Египте и с империей Сасанидов в Персии. Трудно было ожидать, что именно здесь возникнет новая мировая религия. Но у Аравии было много преимуществ как у надежной базы пропаганды ислама.

Ислам, что значит «покорность», с самого начала был универсальной религией. Хотя священным языком для ислама всегда был арабский, но он привлекал и другие народы. Ислам отвечал потребностям разных классов, мужчин и женщин. Одна из первейших заповедей ислама состоит в том, что все мусульмане — братья. Еще при жизни Мухаммед осуждал экономические привилегии правящего класса, подчинение женщин и кровный закон семитских племен. Призыв ислама к социальному, экономическому и политическому равенству подрывал основы традиционных обществ. Признание прав угнетенных и женщин, обязанности человека творить милостыню и проявлять милосердие — все это сулило массам освобождение. В исламе содержалось революционное кредо, его почти


мгновенно развернувшаяся военная мощь проистекала из горячей преданности верных. Он повелевал, чтобы солдаты были наравне с генералами, подданные — со своими правителями, жены — с мужьями. «Лучше справедливость без религии, чем тирания благочестивого правителя». Как и христианство, ислам исповедовал идеалы, которые часто выходили за пределы исторического опыта их приверженцев, однако сила и чистота этих идеалов были очевидны. «Во имя Аллаха Всемилостивого и Милосердного» он распространялся все шире и шире, как пожар по сухостою на дне вади21.

Говорят, что ислам покоится на пяти столпах. Первый, исповедание веры, состоит в повторении формулы «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед

— Пророк Ero». Всякий, кто произнесет эти слова перед свидетелями, — мусульманин.

Второй

— ритуальная молитва — требует от верных, чтобы они умывались и делали земной поклон, обратясь в сторону Мекки, на заре, в полдень, на закате и вечером. Третий, Zakat, предписывает раздавать милостыню бедным. Четвертый — пост. Всякий здоровый телом и умом взрослый мусульманин должен отказываться от еды, питья и супружеских отношений от рассвета до сумерек во все дни месяца Рамадана. Пятый — хадж — предписывает каждому мусульманину хотя бы один раз в

жизни совершить паломничество в Мекку. Кроме того, от мусульманина требуется уважать учение Корана, 114 сур которого являются источником права, учебником практических знаний и философии, собранием мифов и рассказов, а также учебником этики.

Халифы, то есть «преемники» Пророка, быстро превратили объединенную Аравию в плацдарм для наступления с целью создать теократическую мировую империю. В свое время они обладали ни с чем не сравнимым могуществом, неисчислимыми богатствами, вдохновляющей наукой, высокой литературой и искусством. При Абу Бакре (правил в 632- 634 гг.), Омаре (правил в 634-644 гг.) и Османе (правил в 644-656 гг.) арабские армии молниеносно покорили Сирию, Палестину, Персию и Египет. Для защиты Александрии был построен флот, и скоро уже арабы стали ведущей морской державой Средиземноморья. При Али (правил в 656-661 гг.), кузене и зяте самого Пророка, начались гражданские и религиозные распри. Но при правителях династии Омайядов единство было восстановлено. Моавийя (правил в 661-680 гг.) учредил столицу в Дамаске. Язид I (правил в 680-683 гг.) победил мятежного сына Али Хуссейна — основополагающее событие в истории шиитской секты. Халиф Абдульмалик (правил в 685-705 гг.) подавил антихалифа в Мекке. На правление Валида I (правил в 705-715 гг.) приходится пик власти Омайядов, долгое соперничество которых с династией Абассидов закончилось кровавой бойней на Забе в 750 г. Затем при Аль-Мансуре (в Победительном, правил в 754-775 гг.) началось долгое (500 лет) правление Аббасидов. На время их столица в Багдаде становится центром мира.

Исключительное значение имел переход Иерусалима из рук христиан в руки мусульман. Этот город был (и остается по сей день) священным городом трех монотеистических религий. Но в течение нескольких веков после изгнания евреев римлянами в Святом граде жили лишь христиане:

«В февральский день 638 г. халиф Омар въехал в Иерусалим на белом верблюде. Он был одет в поношенную, грязную одежду, а следовавшая за ним армия была потрепана и груба, но в войске был исключительный порядок. Сбоку от него ехал патриарх Софроний как главный магистрат сданного врагу города. Омар поехал прямо к месту,

ORIGO

где стоял храм Соломона, откуда его друг Мухаммед был взят на Небо. Наблюдая за ним, стоял там Патриарх и вспоминал слова Спасителя, бормоча сквозь слезу: «Вот мерзость запустения, реченная Даниилом пророком»22.

С этого времени Святой град переходит к мусульманским властям. Патриарх становится заложником судьбы. Христиане-пилигримы не могут добраться до мест своего поклонения и постепенно заменяют паломничество в Святую землю паломничеством в Рим. Центр тяжести христианской жизни самым драматическим образом смещается на Запад.

В течение столетия после смерти Пророка армии ислама непрерывно продвигались вперед. Византий был осажден дважды в 673-678 гг. и в 717-718 гг. Были захвачены Кабул, Бухара и Самарканд на востоке, Карфаген и Танжер — на западе. В 711 г. Аль-Тарик, пройдя Геркулесовы столпы, которые потому и стали называться Джебель Аль-Тарик, или Гибралтар, привел мусульман в Европу, где завладел Испанией визиготов и преодолел Пиренеи. В 732 году, в столетие смерти Мухаммеда, они достигают Тура на Луаре, всего в нескольких днях перехода от Парижа, сердца королевства франков.

В результате этих дальних завоевательных походов возникли новые самостоятельные исламские государства (лишь номинально подчинявшиеся халифам) в Испании, Марокко, Тунисе, Египте, Персии и в Трансоксании — Средней Азии, «Землях за Оксом (Аму- Дарьей). Ислам за одно столетие завоевал столько, сколько христианство — за семь. В Иберии мусульманские завоеватели, вспоминая прошлое, назвали страну Эль-Андалуз [земля вандалов] и создали много новых княжеств. Эмират Кордова, основанный вскоре после прибытия Аль-Тарика, просуществовал дольше всех из мусульманских образований в Европе. Вместе со своими преемниками — империей Альморавидов и эмиратом Гранада —


он продержался здесь почти восемь столетий. В период своего расцвета при Абд-аль- Рахмане (правил 912-961) он занимал большую часть Иберийского полуострова и претендовал на то, чтобы быть халифатом всего исламского мира. Он принес сюда более высокую, чем местная, цивилизацию и массы новых народов: арабов, мавров, берберов и евреев. В VIII-

XII вв. Испания пережила также наплыв народов из Северной Африки. [MEZQUITA]

После этих завоеваний ислам остался в Европе навсегда: сначала — на юго-западе, в Иберии, а позднее — на юго-востоке, на Балканах и у Черного моря (см. Глава VII). Взаимоотношения христианства с мусульманами навсегда становятся важнейшей стороной политической и культурной жизни Европы. Начиная с VIII в. в Европе не проходило и дня, чтобы где-нибудь утром и вечером не раздавался adhan — призыв муэдзина верных на молитву:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: