Рождение Европы, ок. 330-800 187

новила, наконец, наступательное движение ислама. Слава победы в битве при Пуатье в 732 г., возможно, несколько преувеличена у христианских апологетов: может быть, арабам пришлось отступить из-за слишком растянутых линий коммуникаций, ведь они находились уже в 1000 миль от Гибралтара. Но это событие вдохновило изумительные строки:

«Пройди они еще такое же расстояние, и сарацины вышли бы к границам Польши и высокогорьям Шотландии; ведь Рейн пройти не труднее, чем пройти Нил или Евфрат, и арабский флот мог бы войти без боя в устье Темзы. Тогда бы и теперь в колледжах Оксфорда изучали Коран, и с церковных кафедр теперь бы рассказывали обрезанным о святых истинных откровениях Мухаммеда»24.

С этих пор мусульмане удерживаются на Западе по Пиренеям, и из поколения в поколение мусульмане и франки ведут борьбу за горные проходы. Одна такая битва в Ронсевальском ущелье породила самую знаменитую средневековую легенду, как она воспета в chansons de geste героическом эпосе. Двух франкских рыцарей, известных под именами Роланда и Оливьера (или Орландо и Ринальдо), сильно теснила армия мусульман, когда они пытались отвести свои силы в безопасные места на северной стороне гор. Граф Оливьер убеждает своего соратника затрубить в рог и тем послать сигнал, чтобы к ним подошло подкрепление. Роланд же, отважный, но не благоразумный, отказывался это сделать, пока битва уже не была окончательно проиграна. Когда же наконец он начинает трубить в рог, так что вены лопаются у него на голове, этот рог слышат по всей земле франков. Роланда, который теряет сознание, но остается в седле, по ошибке поражает мечом в рукопашной схватке ослепший Оливьер:

Спросил у побратима кротко он:

«Намеренно ль вы подняли клинок?


Ведь я Роланд, что к вам любовью полн. За что же вы мне платите враждой?»

А тот в ответ: «Не видит вас мой взор, Хоть я и слышу звуки ваших слов.

Прошу простить, коль рану вам нанес». Роланд к нему: «Я цел, свидетель бог, И вас простить я перед ним готов».

Они друг другу отдали поклон, Любовно распростились пред концом.

Ах, край французский, милая отчизна, Тебя утрата горькая постигнет.

Потерпит наш король ущерб великий».

На Востоке границы христианского мира охраняли византийские войска. Но мусульманское присутствие ощущалось и глубоко на материке в славянском мире. Для мусульман, у которых постоянно рос аппетит на рабов, тощие славяне были самым удобным товаром. Посредниками были и доставляли груз торговцы-евреи и викинги [ХАЗАРЫ] [РУСЬ], совершавшие свои операции главным образом через Крым, а позднее — на Балтике и в Центральной Европе [ДИРХЕМ]. Причем славяне так прочно связывались с работорговлей, что эти два слова часто считали синонимами. Так же и арабское слово sakaliba евнух возводят к слову славянин. Не случайно поэтому первые сведения о славянских землях обнаруживаются в записках побывавшего там мавританского еврея, купца из Тортозы (см. с. 454).

Воздействие ислама на жизнь христианского мира невозможно преувеличить. Исламские завоевания превратили Европу в главный оплот христианства, причем завоеванные мусульманами территории отрезали христиан от других религий и цивилизаций. Барьер, возведенный воинственным исламом, заставил население полуострова сосредоточиться на себе самом, поскольку прежние линии коммерческого, интеллектуального и политического взаимодействия с другими, неевропейскими странами и народами были затруднены или совершенно преобразились. Что же касается религии, то теперь перед христианством Европы стояли две задачи: бороться с исламом и обратить в христианство оставшихся язычников. Вот что вынудило Византийскую империю впредь отдавать приоритет защите восточных границ и, следовательно, пренебречь своей имперской миссией на Западе. В этих условиях другие, отдаленные христианские государства должны были заботиться о себе сами, так что они все с большим рвением обеспечивали себе автономию и экономическую независимость. Другими словами, сложились условия, которые стимулировали развитие феода-

ORIGO




double arrow
Сейчас читают про: