Mezquita

Ни одно здание в Европе не демонстрирует с большей наглядностью цикличность цивилизаций, как Mezquita Aljama (Великая мечеть, а ныне кафедральный собор) в Кордове. Древнейшая ее часть относится ко времени правления Абд-аль-Рахмана (правил в 755-788 гг.). Как сокровищница испано-исламского искусства, она стоит наравне с Альказаром в Севилье или сказочным дворцом Альгамбра в Гранаде. Но особенность этого памятника в том, что в качестве строительного материала для нее использовалось то, что осталось от разрушенной латино-византийской базилики Св. Винсента, которая стояла на том же месте до 714 г. и которой некогда пользовались совместно христианская и мусульманская религии. Больше того, и базилика и мечеть покоятся на фундаменте большого римского храма, а тот, в свою очередь, был воздвигнут на месте греческого или, может быть, финикийского сооружения. Еще только у Св. Софии в Стамбуле обнаруживается столько же исторических пластов.

Размеры Mezquita были вполне достойны города Кордовы, который был во много раз больше средневекового Рима. Вместе с внутренним Апельсиновым двором она занимает площадь 130 м х 180 м и окружена стенами с башней. Особенно сильное впечатление производят многочисленные элементы, в которых сочетаются христианские и мусульманские мотивы. Громадный неф

заполнен настоящим лесом пестрых мраморных колонн, поддерживающих два яруса арок. Колонны с разными капителями остались от старой базилики. В нижних арках

«подковами» использованы чередующиеся сегменты белого известняка и красного кирпича. Верхние круглые арки — чисто романские. Главные северные врата покрыты металлическими пластинами, в центре которых слово DEUS чередуется с AL-MULK LILAH (Империя и власть принадлежат одному Богу). Изысканная Голубиная дверь украшена арабской аркой со средневековым стрельчатым сводом. Miharab, то есть «ниша направления», указывающая в сторону Мекки, была сооружена сирийскими архитекторами, которые сориентировали ее на юг. Это маленькая восьмиугольная комната с монолитным потолком в форме раковины. Туда входят через арку в полихромной мозаике, которая расположена за преддверием под тремя византийскими куполами. Повсюду куфические надписи в персидском стиле, даже в таких местах, как Королевская капелла, которую в XIV веке украсили готическим орнаментом и феодальной геральдикой. Христианское барокко вдохновило оформление алтаря и антаблемент внутри мечети, а также Капеллу инков.

В Испании есть несколько мест, которые, как La Mezquita в Кордове или старый город


Толедо, дают почувствовать непрерывность истории. Ны-

нешние туристы приходят в восторг, когда им говорят, что мусульманская Испания познакомила европейцев с апельсинами, лимонами, шпинатом, спаржей, баклажанами, артишоками, макаронами и зубной пастой, а также с математикой, греческой философией и бумагой.

Однако исторический процесс повсюду шел прерывисто. У мусульманской культуры в Испании не было наследников; где только возможно, она была уничтожена (см. с. 345). Чтобы лучше понять, что такое история, надо посетить одинокий мусульманский замок Трухильо в Эстремадуре или покинутый обнесенный стенами город Васкос в Кастилии. Или в Кордове пройти из Mezquita во дворец Madinat al-Zahra (Медина Азахара) за городом. Здесь когда-то была резиденция халифа, который за 24 часа мог связаться с Египтом посредством сети станций гелиографа. Этот халиф требовал от иностранных послов приближаться к его тронному залу под балдахином длиной в три мили, который поддерживали его солдаты- берберы, выстроенные в два ряда. Когда-то во дворце проживало 20000 насельников, включая шеститысячный гарем. Он был разрушен в 1010 г. восставшими берберами, и его развалины были обнаружены археологами только в 1911 году.

И теперь беззаботные испанцы, когда кричат Оле, уже не знают, что они повторяют призыв к Аллаху.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: