Рождение Европы, ок. 330 -800 195

кой системы обучения, в рамках которой священные, духовные и сугубо светские предметы рассматривались как взаимодополняющие. Он также начал собирать древние документы. [ANNO DOMINI] [БОМ]

Ислам, хлынувший лавиной в VII в., навсегда изменил очертания Христианского мира. Пришел конец культурному единству средиземноморских земель, а также их превосходству над удаленными северными землями. Поскольку мусульмане завоевали Персию, Сирию и Египет, три из пяти признанных патриархов — Антиохийский, Иерусалимский и Александрийский — с этих пор принуждены были действовать in partibus infidelium 28. Политика христианской Церкви развивалась теперь не в здоровом пространстве, так сказать, пятисторонних отношений, а свелась к ожесточенной двусторонней борьбе между греческим патриархом в Константинополе и латинским патриархом в Риме. До наступления ислама патриарх Рима один выступал по-латински против четырех греков; теперь они остались один на один, но у Римской церкви было больше свободы для маневра. Причем на Востоке еще не разрешился спор с монофизитами. Здесь, впрочем, новые правители- мусульмане оказались более терпимыми к ереси, чем православные христиане, так что монофизиты армяне, сирийцы и копты так никогда и не вернулись в лоно Единой Церкви.

Еще важнее то, что ислам отрезал христианство от остального мира: до завоеваний ислама проповедь Евангелия достигла даже Цейлона и Абиссинии; после же не удавалось продвинуться даже в Азии и Африке. И хотя большинство христиан за всю свою жизнь так никогда и не видели живого мусульманина, но все они жили в тени ислама. В то же время ислам оказался также и надежным, большим щитом, за которым Христианский мир смог консолидироваться и самоопределиться. Именно в этом смысле ислам стал тем единственным и сильнейшим стимулом, который в конце концов породил Европу.

Завоевание папством полной самостоятельности нельзя отнести к какой-то определенной дате: у епископов Рима было много свободы и до того, как они начали претендовать на первенство. Растущие противоречия между латинской и греческой частями Церкви приводили к частым, но временным схизмам, а не к непоправимому разрыву. Примечательно, что в первые четыре века, когда Рим еще оставался сердцем Римской империи, во главе Римской церкви часто стояли греки или носители греческой культуры. И лишь Лев I (440-461) впервые подчеркнуто заявил о своем латинстве. В то же время латинские патриархи уходят от непосредственного политического контроля, прикрываясь городом Римом в постоянных конфликтах с гражданской властью. С этого времени фактом становится разделение церковной и светской властей, столь характерное для Запада и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: