double arrow
RENATIO. B этом Ренессанс решительно порывал со средневековьем, религиозность и мистицизм которого питались прямо противоположным убеждением: что люди — беспомощные

B этом Ренессанс решительно порывал со средневековьем, религиозность и мистицизм которого питались прямо противоположным убеждением: что люди — беспомощные пешки в руках Провидения, игралище непостижимых проявлений внешней (по отношению к человеку) среды и собственной природы. В Средние века преобладали такие настроения, как парализующее и тревожное сознание человеческих недостатков, незнание, бессилие — короче, сознание всеобщего греха. Напротив, Ренессанс был вскормлен чувством освобождения и восстановления сил благодаря все возраставшему осознанию больших возможностей человека.

Напряженная работа мысли, предприимчивость, эксперимент и стремление к познанию, конечно, должны были привести к великим достижениям. Историки интеллектуальных течений описывают Ренессанс в терминах новых идей и новых форм; психологи же считают важнейшим — победу над теми страхами и запретами, которые мешали так долго притоку новых идей и новых веяний.

Время Ренессанса трудно втиснуть в простую хронологическую схему. Историки литературы видят начало Ренессанса в XIV веке в песнях и сонетах Петрарки, впервые обратившегося к исследованию человеческих чувств ради них самих (см. Глава VI). Историки изобразительного искусства относят начало Ренессанса к произведениям Джотто и Мазаччо (1401-1428 гг.), архитектуре Филипио Брунелесски (1379— 1446 гг.), измерившего купол Пантеона в Риме, чтобы превзойти ero смелостью купола собора во Флоренции, к скульптурам Гиберти (1378-1455) и Донателло (ок. 1386-1466 гг.). Историки политических течений указывают на Николло Макиавелли (1469-1527 гг.), впервые объяснившего механизм политики как власти ради власти. Все эти пионеры были флорентийцами. И Флоренция, как родина Ренессанса, вполне может претендовать на имя матери современной новой Европы. [БИЧЕВАНИЕ]




Но из всех неподражаемых и многосторонних флорентийцев никто не превзошел Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.). Художник, создавший, наверное, самую знаменитую в мире картину Джоконда (1506 г.), он обладал поистине неисчерпаемыми талантами, которые поставил на служ-

бу своей также несчерпаемой любознательности, Все можно найти в ero блокнотах: от анатомических этюдов до чертежей вертолета, подводной лодки и пулемета. (Подобные изобретения были повальным увлечением в Германии еще до Леонардо". ) Славное имя Леонардо окружено тайной в связи с ero утраченными работами, а также fl связи с ero репутацией колдуна. Говорят, что мальчиком он, бывало, покупал на рынках Флоренции птиц в клетках только для того, чтобы выпустить их на волю. Позднее он стал выпускать на волю секреты науки и искусства. Последние годы жизни он провел во Франции на службе у Франциска I. Он умер в Шато де Клу недалеко от Амбруаза на Луаре — этот уголок называли «Италией, более итальянской, чем сама Италия»5. [ЛЕОНАРДО]



Ренессанс не ограничивался Италией или итальянскими моделями, ero завоевания постепенно Распространялись по всем странам латинского христианства. Современные


ученые иногда не замечают этого факта. Под влиянием труда шведского ученого Якоба Буркхарда Культура Италии в эпоху Возрождения (1860 г.) многие люди так никогда и не осознали, что Ренессанс не ограничивался Италией. На самом же деле интеллектуальные дрожжи Ренессанса очень рано обнаруживаются в северной Европе, в особенности, в городах Бургундии и Германии. Во Франции помимо импортированных из Италии течений развились во множестве собственные направления. Ренессанс обнаруживается и в тех странах, которые непосредственно не граничили с Италией: но в Венгрии и в Польше, например, он проявил себя ярче, чем в Испании; и только граница с православием стала непреодолимой преградой для Ренессанса. В странах, оккупированных Оттоманской империей, Ренессанс проявился слабо, а в Московии ограничился несколькими подражательными творениями. Так что, даровав новую жизненность латинскому Западу, Ренессанс в то же время еще больше углубил разрыв между Востоком и Западом.

Причины Ренессанса столь же глубоки, сколь и многочисленны. Таковыми можно считать рост городов и торговли в позднем средневековье, формирование класса богатых и сильных покровителей-капиталистов, технический прогресс, оказавший воздействие на экономическую и куль-






Сейчас читают про: