Renatio. «точку схода» и «линию горизонта», уменьшение размеров предметов соответственно их удаленности от «точки наблюдения»

«точку схода» и «линию горизонта», уменьшение размеров предметов соответственно их удаленности от «точки наблюдения», а также изображение в перспективе того, что лежит вдоль центральной линии обзора. Первооткрытием этой системы стали бронзовые панели Врата рая Жиберти (1401 -1424 гг.) в баптистерии во Флоренции и фреска Троицы Мазаччо (ок. 1427 г.) в нефе церкви Санта Мария Новелла. Другими замечательными образчиками линейной перспективы являют-

ся Битва при Сан-Романо Учелло (ок. 1450 г.), Оплакивание Иисуса Христа Мантаньи

(ок. 1480 г.) и Тайная вечеря Леонардо да Винчи (1497 г.)

С тех пор перспектива царила в изобразительном искусстве в течение 400 лет. Леонардо называл ее «вожжами и рулем живописи». Современный критик называет ее «специфически европейским способом видения мира». Естественно, что, когда современные художники наконец начали разрушать традиционные методы письма, они

обратились и против линейной перспективы. Джорджо де Кирико (1888-1978 гг.) и художники его «метафизической школы» экспериментировали с нарушением перспективы в таких работах, как Тревожащие музы (1917 г.), или как это сделал Пауль Клее в его Фантоме перспективы (1920 г.). И наконец, голландец М. К. Эшер (1898-1970 гг.) придумал такие визуальные возможности, когда все существующие на бумаге линии всего лишь иллюзии. [IMPRESSION]

турную жизнь. Но источник духовного развития следует искать прежде всего в сфере духовности. В этой области главным оказалось нездоровье Церкви и упадок ее традиционного учения. Не случайно корни Ренессанса и Реформации следует искать в мире идей.

У новой учености XV века было три черты новизны. Одна заключалась в обращении к классическим авторам, которыми долгое время пренебрегали, в особенности это касалось Цицерона и Гомера, которые не интересовали средневековых ученых. Другая заключалась в обращении к древнегреческому языку (наряду с латинским). Третья черта состояла в больших успехах библеистики на базе критического изучения оригинальных древнееврейских и греческих текстов. Эта деятельность обеспечила связь светского Ренессанса с религиозной Реформацией, особенно подчеркивавшей важность Писания. Научная критика классических текстов быстро развивалась еще до изобретения печатного станка. И в этой области первым был Петрарка; с ним соперничали Боккаччо, Гуарино, Филельфо, Бруни, Ауриспа и неутомимый собиратель папский секретарь Г. Ф. Поджио Браччолини (1380-1459 гг.). Соперник Поджио Лоренцо Валла (ок. 1406-1457 гг.) написал трактат De Elegantiis Latinae Linguae, где доказывал безусловное превосходство латинского языка Цицерона и разоблачал Константинов Дар как фальшивку. Греческая традиция, насаждавшаяся византийцем Мануилом Хризоларом (1355-1415 гг.), некогда профессо-

ром греческого языка во Флоренции, и Анджело Полициано (1454-1494 гг.), поэтом и переводчиком Гомера, получила дополнительный стимул с наплывом греческих эмигрантов после 1453 г., тем более что они везли с собой и манускрипты. В следующем поколении ученых выделяется эллинист и ориенталист Г. Пико делла Мирандола (1463-1494 гг.), исследовавший Каббалу, и Марсилио Фичино (1433-1499 гг.). Во Франции особое место заняли Жак Лефевр д'Этапль (1455-1537 гг.) и Г. Бюде (1467-1540 гг.); в Германии — гебраист Иоганн Рейхлин (1455-1522 гг.) и странствующий рыцарь Ульрих фон Гуттен (1488-1523 гг.), а также Филипп Меланхтон (1497-1560 гг.). Особенно важным для будущего науки стал перевод Фичиной александрийского Гермеса Трисмегиста. Печатный станок выпустил этот перевод в обращение, когда движение уже миновало начальную стадию. [КАББАЛА] [ПЕЧАТНЫЙ СТАНОК]

Кружки таких энтузиастов- гуманистов возникали повсюду от Оксфорда и Саламанки до Кракова и Львова. У них были высокие покровители часто из церковных иерархов, как кардинал Бофор и кардинал Олесьницкий. Все они в своей преданности античности отзывались на вопль души одного из своих меньших братьев — Кириака из Анконы: «Я иду разбудить мертвых». Все отдавали должное величайшему среди них — Эразму Роттердамскому.

Герхард Герхардс (ок. 1466-1536 гг.), голландец из Роттердама, более известный под своим латинским и греческими псевдонимами Дезидерий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: