double arrow
REV0LUTIO

Понятие коллективизм — убеждение, что у общества в целом тоже могут быть свои нрава и интересы — в то время еще не было сформулировано. Коллективизм выступает противником индивидуализма, которому придавалось особое значение со времени Ренессанса и протестантской Реформации. Но это был важный шаг. Имплицитно он содержался и в идее современного государства, которая подчеркивала единство всех его подданных, и в новых идеях физиократов и экономистов о деятельности общественно- политического организма. Впервые в явном виде он был сформулирован в идее Руссо об общей воле и был главным принципом утилитаристов. Вполне возможно, что идея коллективизма рождалась у черни растущих городов Европы при виде огромного потока рабочих, поглощаемых воротами фабрик. Как бы то ни было, но сила коллектива, управляемого или неуправляемого, могла восхищать не только философов, но и военачальников, демагогов и поэтов.

Романтизм же питался растущим напряжением. Вслед за ero первоначальными набегами на Германию романтизм в следующем поколении уже изобиловал поэтами и публицистами в Англии — здесь особенно прославилась троица из Озерного края: Сэмюэл Тейлор Кольридж (1772-1834 гг.), Уильям Водсворт (1770-1850 гг.) и Роберт Саути (1774-1843 гг.), а также удивительный Уильям Блейк — поэт, гравёр, иллюстратор. Все еще плодотворен в эту пору и немецкий романтизм. Друг Гете Фридрих фон Шиллер (1759-1805 гг.) публикует исторические драмы Валленштейн (1799 г.), Мария Стюарт (1800 г.) и Вильгельм Телль (1804 г.), в то время, когда Гете уже идет в ином направлении. И к тому времени, когда Водсворт одолел утесы в окрестностях Тинтерна в 1798 г., ведущее положение занимает английский романтизм. Европа уже погрузилась в ужасы войны и Революции. Казалось, человечество утратило разум настолько, что готовится уничтожить себя. Никогда еще мир не представлялся столь непостижимым. Окончилось время безграничного владычества логики и разума:




И каждый взгляд меня клянет, Хотя молчат уста.

.
И мертвый Альбатрос на мне Висит взамен креста 9

О роза, ты больна!

Во мраке ночи бурной Разведал червь тайник Любви твоей пурпурной И он туда проник, Незримый, ненасытный, И жизнь твою сгубил

Своей любовью скрытной.

Если вообще возможны фрейдистские стихи, то вот они — за сто лет до Фрейда. [FREUDE]. Дерзкая, бунтарская молодежь все больше раздвигала границы романтизма. В 1797 г. в Германии Фридрих фон Харденберг (Новалис, 1772-1801 гг.) сочиняет мистические Гимны ночи, в которые он, подобно Данте, обращавшемуся к Беатриче, сублимировал свою давно утраченную любовь. В 1799 г. Фридрих Шлегель (1772-1829 гг.), младший брат известного переводчика Шекспира, Данте и Кальдерона, пишет скандальный роман Люцинда, где называет высшим идеалом любовь к прекрасному. Во Франции Франсуа Рене Шатобриан (1768-1843 гг.) публикует Эссе о революциях (1797 г.) и книгу Гений христианства (1801 г.) — обе в протесте против господствующих обычаев. В 1812 г. в Англии неистовый лорд Джордж Гордон Байрон (1788-1824 гг.) издал Паломничество Чайлъд-Гарольда, положив начало всеевропейскому культу своего героя.



Важную роль играли салоны и другие центры распространения новых идей. В Германии выдающуюся роль играл Йенский кружок братьев Шлегелей. Однако самое почетное место следует отдать Жермене Неккер (мадам де Сталь, 1766-1817 гг.), дочери главного министра Людовика XVI — этой, может быть, самой усердной распространительнице идей романтизма. Будучи и сама писательницей, мадам де Сталь имела при себе двор, сначала на Рю дю Бак в Париже, а затем — в ссылке, в которой перебывали все literati ее времени. Ее роман Дельфина (1803 г.) полон феминистских идей; Коринна (1807 г.) была истинным манифестом страсти; трактат О Германии (1810 г.) открыл французам мир немецких романтиков.

Впрочем, разум был укрощен только тогда, когда против него восстали сами философы. Иммануил Кант (1724-1804 гг.) в малоподходящих условиях Восточной Пруссии развил более ранние отступления Дж. Вико от Просвещения. Кант, без






Сейчас читают про: