Revolutio. Мя WWII начальные аккорды пятой Симфонии стали позывными радиостанции ВВС в ее передачах на оккупированную нацистами Европу

мя WWII начальные аккорды Пятой симфонии стали позывными радиостанции ВВС в ее передачах на оккупированную нацистами Европу. Через 150 лет после смерти гения его пе-

реложение An der Freude становится официальным гимном Европейского сообщества.

Слова, прославляющие братство людей, связали век донационалистический с веком по- стнационалистическим. А музыка, казалось, отвечала упованиям жителей целого

континента, только что вышедшего из какофонии двух мировых войн.

сомнения, величайший из философов, как бы перебросил мост через пропасть, отделявшую Разум от романтизма. Набожный человек, холостяк, педант, он был особенно


шокирован бурными событиями своего времени. Ни разу не покинул он свой Кенигсберг и еще более укрепил стену вокруг себя тем стилем плотной, сугубо академической, предназначенной не для всех прозы, каким он писал свои труды. («Кантианский период в творчестве Кольриджа, — писал один критик, — не сделал его поэзию лучше»11.) Тем не менее три Критики Канта представили систему идей, которая потом была усвоена почти всеми последующими философами.

В Критике чистого разума (1781 г.) он отрицал возможность считать рационалистическую метафизику такой же наукой, как, например, математика. Всякий феномен, существующий вне времени и пространства, имеет собственный непостижимый источник бытия. Каждый такой источник был назван das Ding-an-sich [вещью в себе]. «Я должен упразднить знание, — писал он, оправдываясь, — для того, чтобы освободить место вере». Размышление следовало дополнить верой и воображением. Критика практического разума (1788 г.) — это трактат о нравственной философии, развивающий теорию категорического императива Канта. В этом труде, сочувственном по отношению к традиционной христианской этике, подчеркивалось, что долг является высшим критерием нравственного поведения. Критика способности к суждению (1790 г.) — это трактат по эстетике; именно здесь Кант проводит знаменитое различие между Verstand [умом, рассудком] и Vernunft [разумом] как инструментами суждения. Кант заявлял, что искусство должно служить морали и избегать изображения отвратительных предметов. «У красоты нет иной ценности, кроме как служить человеку».

Кант очень интересовался философией истории; как и на его современника Гиббона, на него

производили глубокое впечатление та «сплошная ткань глупости», «ребячливое тщеславие» и «страсть к разрушению», которыми полна история. Но в то же время он стремился найти среди хаоса смысл. Он нашел его в идее, что конфликт является учителем, который извлекает рациональное зерно из опыта немногих благородных личностей, распространяя его на поведение всех людей. Он писал в своей Концепции всемирной истории (1784 г.): «Человек, может быть, и хочет согласия, но Природа знает лучше, что хорошо для этого вида. [Природа] желает несогласия». В политике Кант выступал за республиканскую форму правления. Он приветствовал Французскую революцию, но не террор; отвергал патерналистское правление и наследственные привилегии. В книге О вечном мире (1795 г.) он призывал к созданию Weltbürgertum. [Мирового сообщества], которое займется разоружением в мире и покончит с принципом «равновесия сил». Все эти взгляды мало подходили подданному Его величества Прусского короля. [GENUG]

Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803 гг.), который родился в Морунгене (Восточная Пруссия), в начале своей деятельности был восторженным почитателем Руссо и даже оставил службу в Риге, чтобы побывать во Франции. Позднее он осел в Веймаре под покровительством Гете.

Его плодотворный ум породил великое множество оригинальных идей о культуре, истории и искусстве. В гносеологию он внес антирационалистское представление, что восприятие является функцией всей личности как целого. В своей книге Идеи к философии истории (1784-1791 гг.) он развивает представление Вико о циклическом развитии цивилизации от рождения через зрелость к смерти; но он считал прогресс чем-то большим, чем простое линейное движение вперед. Сам, впрочем, он считал своей самой большой заслугой дело, которым он занимался всю жизнь: собирание и изучение фольклора, как


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: