double arrow

Буря на Континенте, ок. 1770-1815 507

«GENUG» («ДОВОЛЬНО»)

Когда Иммануил Кант умер в Кенигсберге 12 февраля 1804 г., его последним словом было «Genug» [довольно]. Самые важные и точные слова, вообще, говорятся перед смертью.

Агриппина, мать Нерона Пьер Абеляр, философ AD 59 «Рази мое чрево» «Не знаю»
Папа Александр VI Борджиа   «Погодите минуточку»
Шевалье де Байяр   «Бог и родина»
Мартин Лютер   «Да»
Король Генрих VIII   «Монахи, монахи, монахи!»
Франсуа Рабле   «Ухожу в великое может быть»
Вальтер Ралей   (палачу) «Руби, человек!»
Король Карл I   «Помните»
Томас Гоббс   «Громадный прыжок в темноту»
Юлия де Леспинас   «Я еще жива?»
Вольтер Император Иосиф II   «Ради Бога, дайте мне умереть в мире» «Здесь покоится Иосиф,
  В. А. Моцарт   которому не везло во всех ero предприятиях» «Я писал это для себя»

Наполеон Бонапарт 1821 «Жозефина!»

Людвиг ван Бетховен 1827 «Комедия окончена»

Георг Вильгельм Гегель 1831 «И он не понял меня»

И. В. фон Гете 1832 «Света!»

Натан Ротшильд 1836 «И все из-за моих денег»

В. Тернер, художник 1851 «Солнце — Бог»

Генрих Гейне 1856 «Бог простит меня. Это его ремесло»

Чарльз Дарвин 1882 «Я нисколько не боюсь умирать» Карл Маркс (когда его попросили сказать 1883 «Пошли вон!»

последнее слово)

Ференц Лист 1886 «Тристан»

Император Франц Иосиф 1916 (напевая) «Боже, спаси императора!»

Жорж Клемансо 1929 «Пусть меня похоронят стоя —

лицом к Германии«

Генрих Гиммлер 1945 «Я Генрих Гиммлер»

Герберт Уэллс 1946 «Со мной все в порядке»

немецкого, так и иностранного. Вот чему предстояло сыграть главную роль не только в литературе романтизма, но и в национальном самосознании вообще.

Все искусства отозвались на изменение климата. В музыке Моцарт и Гайдн сохраняли преданность классическому канону строгой формы, изящества и гармонии. Бетховен, быстро овладев классическими условностями, непрерывно шел впе-

ред к некоему музыкальному эквиваленту революционной бури и напряжения. Он достиг его уже ко времени Симфонии N 3, Героической (1805 г.), первоначально посвященной Наполеону. Но самым типичным деятелем романтизма стал Карл Мария фон Вебер (1786-1826 гг.), некогда руководивший оперой в Дрездене. В его первой имевшей успех опере Немая лесная девушка (1800 г.) рассказывается трогательная история немой девуш-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: