Мировой двигатель, 1815-1914 623

лись подданными Российской империи, где они были обязаны законом селиться лишь в "черте оседлости". Но законы часто нарушаются; и в больших русских городах, особенно в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и Одессе, начали складываться новые, динамичные еврейские общины. Евреи-мигранты, покидая свои ультраконсервативные религиозные общины в исторической Польше, подпадали под действие новых тенденций: даскалы, или

«еврейского просвещения», стремления к ассимиляции и светской еврейской политики.

Размах и темп еврейской миграции особенно возрастают во второй половине XIX в. До некоторой степени эту миграцию можно объяснить возросшим демографическим давлением, а также нормальными процессами модернизации и индустриализации. Еврейское население Европы резко увеличилось: с примерно 2 млн. в 1800 г. до примерно 9 млн. в 1900 г. Но реальностью были и преследования и, в еще большей степени, страх преследований. При Александре III (правил в 1881-1894 гг.) царское правительство стремилось строго проводить законы "черты оседлости". В последовавшем затем бегстве евреев трудно уже было отличить мигрантов от беженцев. Сотни тысяч евреев покинули Россию навсегда и отправились в Западную Европу и США. [ПОГРОМ]

Миграции евреев очень способствовало то, что увеличилось количество европейских государств, где евреи пользовались всеми гражданскими нравами. Первым среди этих государств была революционная Франция, где 27 сентября 1791 г. Конвент предоставил гражданство всем евреям, присягнувшим в лояльности. Инициатива принадлежала председателю Конвента аббату Грегуару (1750-1831), который считал, что относиться к евреям как к равным есть христианский долг. Во время дебатов по этому вопросу маркиз де Клермон-Тоннер провел знаменитое различие: «Следует во всем отказать евреям как отдельному народу, но предоставить им все как частным лицам»62. С этого времени законная эмансипация евреев становится1неотъемлемой составляющей европейского либерализма и постепенно вводится повсюду, кроме Российской империи, еще надолго сохранившей черту оседлости.

И все-таки эмансипация евреев была двусторонним процессом. Требовалось в корне изменить по-


ведение и взгляды как общества, куда они вступали, так и самих евреев. Требовалось не только отказаться от тех ограничений, которые налагались на евреев извне, но и от

«внутреннего гетто» в головах самих евреев. Современные исследователи антисемитизма часто упускают из вида собственные суровые изоляционистские законы евреев. Соблюдающий все установления еврей не мог исправно исполнять 613 правил одежды, питания, гигиены и богослужения, если он выбирал жизнь вне собственной замкнутой общины; также были строго запрещены браки с неевреями. Поскольку, согласно законам иудаизма, евреем считается лишь родившийся от матери-еврейки, то община ревниво охраняла своих женщин. От девушки, которая решалась на брак с неевреем, обычно отрекалась ее семья, и она объявлялась ритуально умершей. Требовалась исключительная решимость, чтобы выдержать это невероятное общественное давление. И неудивительно, что евреи, отвергшие собственную религию, часто бросались в другую крайность, включая атеизм и коммунизм.

Культурное движение таскала, зародившееся в Берлине, обычно связывается с именем Мозеса (Моше) Мендельсона (1729-1786), ставшего прототипом Натана Мудрого у Лессинга. Таскала, естественно выросшая из Просвещения, которое в христианском мире уже прошло к тому времени немалый путь, была направлена на то, чтобы образование евреев не ограничивалось исключительно религиозным содержанием, на то, чтобы дать евреям возможность жить в мире главных достижений общеевропейской культуры. Приверженцы гаскалы, которых называли «маскилим», то есть «понимающими людьми», обрели последователей в штетлах (еврейских местечках) на востоке, особенно в Галиции, где начали появляться еврейские светские школы с преподаванием на немецком языке. Однако в 1816 г. раввин из Львова наложил запрет на "маскилим", что обнаруживало беспокойство ортодоксальных еврейских лидеров.

Со временем идеалы гаскалы выходят за рамки исключительно вопросов образования. Некоторые еврейские лидеры начинают высказываться в пользу полномасштабной ассимиляции, чтобы евреи могли в полной мере участвовать в общественной жизни. Представители этого направления ограничивали соблюдение иудейских обычаев

DYNAMO

ПОГРОМ

В апреле 1881 г. в городе Елизаветграде на Украине произошел первый организованный погром. Это было первое открытое проявление ненависти в той волне насилия, которая накрыла в последующие три года еврейские общины Киева, Одессы, Варшавы и Нижнего Новгорода. Напуганные убийством Александра II, российские власти ничего не делали, чтобы удержать реакционные организации и городскую чернь от превращения евреев в козла отпущения. Погром — это старое русское слово, означающее облаву или расправу. Этим словом обозначали согласованное нападение одной этнической группы на другую. Жертвами погромов были самые разные группы населения, включая армян и татар. После 1881 г. этим словом стали называть только нападения на евреев.

Вторая волна погромов прокатилась в 1903-1906 гг. Официальная пропаганда старательно связывала евреев с революционерами. 45 человек погибло в Кишиневе (1903 г.), 300 — в Одессе (1905 г.) и 80 — в Белостоке. В целом по Империи в таких инцидентах погибло более 800 человек.

Третья волна в 1917-1921 гг. превзошла все ужасы предыдущих. Первая резня в Новгороде Северском была организована Красной Армией, которая бросила лозунг: «Бей буржуазию и евреев». Еще большую безжалостность обнаружили украинские националисты и русские белые части. В армии Деникина открыто выдвигался лозунг: «Бей жидов—спасай Россию!» 1700 человек было убито в Проскурове (1919г.), 1500 — в Фастове (сентябрь 1919 г.) и 4000 — в Тетиеве. Количество жертв превышало 60000. Другой вопрос — в какой степени они стали жертва-

ми гражданской воины в целом, а в какой — исключительно антисемитизма.

В ночь 22 октября/3 ноября 1918 г., сразу же после того, как польская армия отвоевала Львов (Лемберг) у украинцев, в нескольких районах города вспыхнули волнения: польские солдаты заявляли, что там в них стреляли. Последовала кровавая баня, и погибли 374 человека, из них 55 были евреями. Три миссии союзников не могли прийти к согласию относительно причин случившегося. Если большинство жертв были христианами, то мог ли быть в основе всего антисемитизм? Тем не менее, о Лембергском погроме много писали в прессе, а в послевоенных газетах частым становится заголовок Погромы в Польше. Ужаснейшие зверства совершались повсюду. И не в последний раз Польша принимала на себя основной удар недоброй славы. [ЛЫЧАКОВ]

семьей и синагогой, так что в остальном евреи были неотличимы от своих сограждан- неевреев. Таким образом стремились к разрушению многочисленных традиционных запретов, создавая одновременно необходимость введения реформированного иудаизма — новой деноминации, которая и появилась в Германии в 1825 г. Этот реформированный иудаизм был призван примирить принципы еврейской религии с требованиями жизни в современном обществе; от ero адептов не требовалось уже соблюдать правила и запреты во всей прежней полноте. Он стал нормой для большинства евреев Западной Европы и США, но не затронул громадное число традиционных еврейских общин Центральной и Восточной Европы.

В Западной Европе и в некоторых крупных центрах Восточной это сочетание


послабления в законах и возраставшей ассимиляции евреев породило беспримерные возможности. Еврейские

имена все чаще появляются в списках финансистов, юристов, врачей, писателей, ученых, деятелей культуры и политиков того времени. Это было время, когда, по словам одного из воспользовавшихся новыми ВОЗМОЖНОСТЯМИ, Зигмунда Фрейда, «каждый прилежный еврейский школьник носил в своем ранце портфель министра». Важные этапы были пройдены в Великобритании, например, когда в 1841 г. Лондонский Сити избрал барона Лионеля де Ротшильда своим членом Парламента, а в 1868 г. Дизраэли стал первым евреем

— премьер-министром в Европе.

Точнее, сам Бенжамин Дизраэли, граф Биконсфилд (1804-1881), внук иммигранта- сефарда из Венеции, отнес бы себя к категории «бывших евреев». Крестившись со всей семьей в англиканской церкви, он навсегда порвал с иудаизмом, который, как сказал ero отец, «отделяет евреев от великой семьи человечества в целом». Сам Диз-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: