Мировой двигатель, 1815-1914 625

раэли признавался своим друзьям: «Да, я вскарабкался на верхушку натертого салом столба».

Карьера Дизраэли — яркая иллюстрация того, что ассимиляция ставила под угрозу самое существование еврейской общины. Если бы все евреи последовали его примеру, то вскоре бы они все стали "бывшими евреями". Так что с усилением миграции и ассимиляции возникает и серьезная реакция против них. При своем зарождении движение еврейских националистов (сионизм), принявшее сначала культурную форму, а позднее — политическую, было составной частью общеевропейского националистического движения; позднее сионизм стали подхлестывать особые проблемы собственно евреев. Культурный сионизм проявился прежде всего в движении за возрождение иврита, в результате которого иврит превратился из мертвого литургического языка в живой язык современной литературы и политического общения. У истоков этого движения стояли сатирик из Галиции Иосиф Перл (1774-1839), филолог Ицхак Бер Левинзон (1788-1860) из Кременца, историк Нахман Крохмаль (1785-1840) из Тарнополя и поэт Лейб Гордон (1831-1892) из Вильно, автор «Народ мой, пробудись». Таким образом были заложены основы течения светской еврейской культуры, которая столетие спустя была воспринята в Израиле; но в Европе она не пользовалась сколько-нибудь заметным влиянием.

Оппозиционное возрождение языка идиш началось несколько позднее. В 1897 г. 90% евреев в «черте оседлости» и Галиции все еще говорили на идиш как на своем родном языке. Хасиды широко пользовались также и письменным идишем, но только для религиозных целей. В начале следующего века за идиш с древнееврейским алфавитом выступали деятели, которые противостояли и сионизму, и ассимиляционному образованию на польском, русском или немецком языках. В течение 40-50 лет этот язык служил быстро росшей публицистике и яркой беллетристике, а также развитию светского школьного образования, которое в особенности поддерживалось Бундом. Этот язык прославили Ицхак Лейб Перец (1852-1915) из Замостья и Ицхак Башевис-Зингер (1904-1992); оба начали свою деятельность как польские писатели.

Политический сионизм отличался от других проявлений национализма в Европе, главным об-

разом тем, что священная земля народа располагалась вне Европы. В остальном сионизму были..1 присущи все главные черты других национальных движений его времени: у него была преданная элита лидеров-мечтателей, сложная идеология, основанная на националистическом толковании истории и культуры, широкий спектр политических воззрений, основная масса ведомых, которых еще требовалось убеждать, полный набор врагов и, при зарождении, никаких видимых шансов на успех. Сионизм начинается в 1860-е гг. с первых попыток послать еврейских колонистов в Палестину. Одна из первых ассоциаций колонистов «Хововей-Цион» («Любящие Сион») получила в 1882 г. финансовую поддержу от барона Эдмунда де Ротшильда. Первый съезд прошел два года спустя в прусском городке Катовице в Силезии; объединенная Всемирная сионистская организация (ВСО) была создана на конгрессе в Базеле в Швейцарии в 1897 г. Отцы- основатели этого движения были в основном независимо мыслящими польскими раввинами, как Рабби Цви-Гирш Калишер (1795-1874) из Торуня или Рабби Шмуэль Могилевер (1824-1898) из Белостока. Однако руководство ВСО принадлежало светским деятелям во главе с журналистом из Будапешта Теодором Герцлем (1860-1904), а позднее

— Давидом Вольфсоном (1856-1914), банкиром из Кёльна и Хаимом Вейцманом (1874- 1952), ученым-химиком, который работал в Манчестере. Идеология сионизма появляется впервые в книге Крохмаля «Путеводитель для заблудших в наше время» (1851 г.), но убедительное обоснование она получила в трактате «Самоэмансипация» (1882 г.) Льва Пинскера, врача из Одессы, и в книге Герцля «Еврейское государство» (1896 г.).

С самого начала глубокие различия отделяли религиозное направление сионизма — мицрахи («духовный центр»), от преобладавших светски настроенных националистов. Кардинальные различия отделяли также социалистическое крыло, опиравшееся на «Поалей- Цион» («Работники Сиона») - партию Давида Грюна, или Бен-Гуриона (1886-1973), который родился в Плоцке на Висле, от радикальных еврейских националистов, которые


затем оформились в сионистско-ревизионистскую группу Владимира Жаботинского (1880- 1940). Лишь одна общая идея связывала эти два крыла: жизнь в Европе становилась для евреев

DYNAMO

все более и более невыносимой. Впрочем, до времени будущее сионизма зависело от трех весьма неопределенных факторов: менявшегося уровня антисемитизма, радикализации еврейских масс Восточной Европы и переговоров о подходящем участке земли. Ни один сионист еще не мечтал о скором разрешении вопроса возвращения евреев. Переговоры о приобретении "родной земли" сионистами пока не давали никаких результатов. Ничего не дали встречи Герцля с турецким султаном в 1901-1902 гг.; а предложение, сделанное в 1903 г. Британией, о предоставлении евреям земли в кенийских горах Восточной Африки вообще раскололо Всемирную сионистскую организацию сверху донизу. В связи с этими последними событиями усилилось убеждение, что сионистская мечта неотделима от исторической Земли Израиля в Палестине. Впрочем, на этом направлении не было никакого прогресса до завоевания британцами Иерусалима в 1916 г. и последовавшей затем декларации Бальфура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: