Мировой двигатель, 1815-1914 617

нято считать, что социализм XIX века питался из четырех основных источников: христианского социализма, тредюнионистского движения, кооперативного движения и теоретиков утопического социализма.

Христианский социализм, хотя никогда и не выступал под таким названием, но имел вековую традицию. Христианское учение всегда призывало человека служить обществу и отказываться от личных материальных благ. "Нагорная проповедь" служила оправданием многих коллективистских экономических построений: от устройства монашеских орденов до утопий Мора, Кампанеллы, Харрингтона и Морелли. В XIX в. обычно самыми инициативными и свободными проявляли себя протестанты, такие как Ж.Ф.Д. Морис (1805- 1872), первый директор Колледжа для трудящихся (1854 г.), Ч. Кингсли (1819-1875), Адольф Вагнер (1835-1917) и проповедник Адольф Штеккер (1835-1899). "Оксфордское движение" также имело социалистический оттенок, который проявился в «миссиях» в городские трущобы. Католики в этом смысле отставали до публикации буллы Rerum novarum в 1891 г. В России учение православной церкви, коллективистские традиции крестьянских общин и существование всесильного государства — все вместе создало благоприятную почву для восприятия социалистических идей.

Профсоюзное (тредюнионистское) движение возникло в связи с тем, что наемные работники были уязвимыми и незащищенными в условиях экономики свободного рынка. Со времен «Толпаддльских мучеников» из Дорсета46работающие мужчины и женщины с большим трудом завоевывали право на создание союзов, которые позволяли бы коллективно обсуждать уровень оплаты и условия труда, а также устраивать забастовки. В Великобритании перелом начинается в 1834 г., во Франции — в 1864 г., в Германии — в 1869 г. К 1900 г. в большинстве европейских стран уже сложилось активное рабочее движение. С самого начала профсоюзы (тред-юнионы) имели разные структуры и идеологии. Помимо неидеологичных профсоюзов британского тина (тред-юнионы), были

«горизонтальные» цеховые профсоюзы, выраставшие из старых гильдий, «вертикальные» промышленные профсоюзы47, анархо-синдикалистские союзы по французской или испанской модели, либеральные рабочие ассоциации, «желтые»

пацифистские союзы, которые выступали не только против войны, но и против забастовок, и связанные с Церковью христианские союзы. Во многих странах, например, в Бельгии, несколько разных типов профсоюзов существовали бок о бок. В России инициативу взяла на себя царская полиция, решив обойти нелегальные организации, создав собственные официальные профсоюзы. Этот опыт «полицейского социализма» окончился весьма печально 5 января 1905 г., когда демонстрация рабочих, которую возглавил агент полиции отец Георгий (Гапон), была встречена ружейным огнем. «Кровавое воскресенье» положило начало революционному взрыву в 1905 г.; позднее Гапон был убит. Русские тред-


юнионы пережили едва ли одно десятилетие свободы и были распущены большевиками.

Создание кооперативов, призванных защитить своих членов от издержек большого бизнеса, происходило в трех основных секторах: промышленное производство, потребление и сельское хозяйство. В 1800 г. мечтателем Робертом Оуэном (1771-1858) было создано в Шотландии в Нью-Ланарке экспериментальное поселение текстильщиков. Здесь был установлен фиксированный рабочий день (10 с половиной часов), страховка на случай болезни, но само предприятие не пережило своего основателя. В 1844 г. первые кооперативы потребителей, "рочдельские пионеры", появились в Ланкашире. Перед сельскохозяйственными кооперативами, впервые появившимися в Германии по инициативе Ф. В. Райфайзена (1818-1888), открывалось широкое будущее там, где у крестьян и фермеров была возможность свободной организации, в особенности в Восточной Европе.

Теория социализма непрерывно развивалась со времени, когда в 1796 г. Франсуа-Ноэль Бабёф (1760-1797) организовал в Париже «заговор равных». Бабёф, которого казнили во времена Директории, и все первые теоретики социализма были французскими утопистами. Это Клод Анри де Рувруа, граф де Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837), Этьен Кабе (1788-1856), Луи Огюст Бланки (1805-1881), Луи Блан (1811-1882) и Пьер Жозеф Прудон (1809-1865). Сен-Симон, христианский социалист, который некогда был близок к Конту, считал, что наука и техники должны быть поставлены на службу идеальной общине, которой руководили бы наиболее опыт-

DYNAMO

ные. Его «Новое христианство» (1825 г.) положило начало сектантской церкви, образцовым коммунам и судебным процессам по обвинению в безнравственности. И Фурье, и Кабе организовали показательные кооперативные поселения в США. В своей «Теории четырех движений» (1808 г.) Фурье изобразил научно организованное общество, свободное от всякого правительства, которое, пройдя несколько стадий совершенствования, вступит на путь «гармонии». (Именно этот труд часто считают источником представлений Маркса о стадиях истории и отмирании государства.)

Бланки, известный как «l'Enfermé» («Затворник»), был бабувистом48и замечательным

конспиратором, он провел целых 33 года в тюрьме за организацию повстанческих ячеек как при монархии, так и при республике. В 1839 г. он на два дня захватил ратушу в Париже, однако это заканчивается катастрофой; впрочем, его последователи сыграли ведущую роль в Парижской коммуне 1871 г. (самому Бланки не пришлось в ней участвовать, поскольку он был арестован буквально за день до восстания). Его лозунгом были слова Ni Dieu, ni maître («Ни Бога, ни хозяина»). Луи Блан, напротив, призывал к созданию на уравнительных принципах общественных мастерских, финансируемых государством и контролируемых рабочими, где вклад рабочих зависел бы от их возможностей и оплачивался в соответствии с их потребностям. Эта схема, описанная в «Организация труда» (1839 г.). [рус. пер. 1926 г.

— перев. ], была ненадолго воплощена в жизнь во время революции 1848 г., прежде чем автор ее был выслан в Англию. В некоторых отношениях самым влиятельным из всех был Прудон. Его нападки на излишки частной собственности в «Что такое собственность?» (1840 г.) стали сенсацией, особенно когда крылатым сделалось вырванное из контекста выражение «всякая собственность есть кража». Его «Философия нищеты» (1846 г.) вызвала, пожалуй, самую резкую отповедь Маркса в «Нищете философии», в то время как его

«Общая идея революции» (1851 г.) описывала будущее Европы без границ, центральных правительств и государственных законов. Прудон стал основоположником современного анархизма, что вскоре привело его последователей к острому конфликту с представителями основного направления социа-

лизма; однако его убеждение в необходимости прямых действий рабочих против государства стало краеугольным камнем французского синдикализма.

Поначалу немецкие социалисты находились под сильным влиянием французских. Фердинанд Лассаль (1825-1864), еврей из Силезии, романтически погибший на дуэли после того, как основал первую германскую социалистическую партию, провел период своего становления в Париже. Два неразлучных изгнанника — Фридрих Энгельс (1820 -1895) и Карл Маркс (1818-1883), встретившиеся в Париже, многие свои воззрения обосновывали опытом Французской революции. Их «Коммунистический манифест» (1848 г.) был очень своевременной книгой. «Призрак бродит по Европе,— провозглашал "Манифест", — призрак коммунизма. Пусть трепещут правящие классы... Пролетариату нечего терять, кроме своих цепей... Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Странной нарой были Маркс и Энгельс. Высланные из Пруссии за их радикализм в журналистике, они осели в Англии. Энгельс вскоре стал вполне преуспевающим капиталистом и управлял хлопчатобумажной фабрикой в Манчестере. Маркс кое-как перебивался в Лондоне, получая от Энгельса регулярное денежное содержание, как независимый ученый. Труд его жизни «Капитал» (3 тт., 1867-1894 гг.) — это плод 30 лет его единоличных исследований в читальном зале Британского музея. Это результат последовательного исследования материала через призму спекулятивной социальной философии, полный хаотических блестящих прозрений и напыщенного педантизма. Маркс взял отдельные, противоречащие друг другу идеи своего времени и организовал их в оригинальную комбинацию, которую он назвал «диалектическим материализмом». Маркс


стремился построить столь же универсальную теорию человеческого общества, какую предложил Дарвин для естествознания; он даже намеревался посвятить первый том Дарвину. Материалистический взгляд на историю он взял у Фейербаха, идею классовой борьбы — у Сен-Симона, концепцию диктатуры пролетариата (которую он, впрочем, позднее отверг) — у Бабёфа, трудовую теорию стоимости — у Адама Смита, теорию прибавочной стоимости — у Брея и Томпсона, принцип диалектического развития — у Гегеля. Из всех


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: