Мировой двигатель, 1815-1914 635

Современное человечество достойно презрения. «Я преподам вам сверхчеловека». Правящие элиты всегда добивались успеха насилием. «Великолепную белокурую бестию, алчно жаждущую добычи и побед... нельзя ни с чем перепутать.» Особенно дерзко он заявил: «Gott ist tot» ("Бог умер"), — добавив: «Может быть, остались пещеры, где ero тень еще видна». По его мнению, смерть Бога следовало признать освобождающим событием.

Казалось, Ницше проповедовал, что жизнь не имеет иного смысла, кроме как господство сильных. Враги считали его пророком злобы и утонченного иррационализма. В философии он стал тем, чем Кьеркегор был в теологии, — оба были пионерами экзистенциализма.

«Христианство решило считать мир дурным и безобразным, — заявлял Ницше, — и действительно сделало его дурным и безобразным»69. [БЕЗРАССУДСТВО]

Не менее влиятельной, чем сам Ницше, стала баудлеризированная 70версия его философии, которую разносила по миру ero сестра Элизабет Ницше-Фёрстер (1846-1935),

возглавившая группу поселенцев-«арийцев» в колонии Новая Германия в Парагвае в 1886 г. Она ухаживала за умирающим братом и присвоила себе его идеи. Элизабет дружила и с Вагнером, и с Муссолини, идеализировала нацистов и связала имя Ницше с расизмом и антисемитизмом. Фюрер проронил слезу на ее похоронах71.

С точки зрения социологии взгляды Ницше можно считать отвращением интеллектуала к развитию массовой грамотности и массовой культуры вообще. Избранный круг художников и писателей разных стран с готовностью поддержал эти взгляды, желая получше отгородить так называемую «высокую культуру» от культуры «низкой», чтобы сохранить за собой присвоенную себе роль аристократов мысли. В этом смысле они стали подходящим партнером модернизму в искусстве, главная привлекательность которого состояла именно в ero непонятности человеку из толпы. «Массовая культура создала Ницше вопреки себе самой,

— пишет один критик, — создала его как своего антагониста. Невероятная популярность ero идей среди интеллектуалов начала XX в. есть свидетельство той паники, которая возникала перед угрозой массовой культуры»72.

В ретроспективе особенно поражает ядовитое и злобное презрение, которое Ницше и его почитатели изливали на «массы». «Много, слишком много родилось, — говорит у Ницше Заратустра,

— и слишком долго они висят на своих ветках.» В «Воле к власти» Ницше призывал

«людей высшего типа объявить войну массам... Преобладающее большинство людей не имеет никакого нрава на существование». В частном письме от 1908 г. Д. X. Лоуренс, только что открывший для себя Ницше в публичной библиотеке Кройдона, на самом деле воображал газовую камеру для безболезненного уничтожения излишков людей:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: