double arrow
НЕНАВИСТЬ

3 августа 1918 г. на проповеди архиепископа Кентерберийского Рендэлла Дэвидсона в Сент Маргаретс в Вестминстере присутствовали король и королева, министры, и члены обеих палат парламента. Многие из собравшихся знали, что архиепископ неоднократно в личных беседах критиковал военную политику правительства с точки зрения морали. Многие, должно быть, были в замешательстве от того, что архиепископ теперь говорил публично.

«Бывает такой гнев, который может выродиться в ядовитую ненависть, совершенно противоположную принципам христианской веры», — сказал он мягким голосом шотландца.

«Как верные ученики Бога и Господа Живого, который умер на Кресте за всех Его ненавидящих, мы должны остерегаться, чтобы ненависть не нашла себе пищу в наших сердцах». Сбоку от архиепископа находился капеллан архиепископа и в будущем его


биограф, преподобный Георг Белл (1883-1958), будущий епископ Чичестерский. Под влиянием идей архиепископа этот капеллан становится затем ведущим представителем идеи христианского интернационализма в протестантской Европе.

Уж кто-кто, а епископ Белл вовсе не имел задатков интернационалиста. Он не знал ни одного слова на иностранном языке, но твердо знал христианские принципы и имел мужество их высказывать. В послевоенные годы он подпал под большое влияние архиепископа Натана Зодерблома из Упсалы, шведского лютеранина, бывшего некогда профессором в Лейпциге. В 1919 г. он присутствовал на конференции в




Вассенааре в Голландии, где обсуждалась проблема виновности в войне; в 1925 г., он помог созвать в Стокгольме Конференцию практического христианства, посеявшую семя, из которого позднее вырос Всемирный Совет церквей.

В начале 1930-х гг., будучи председателем Экуменического Совета практического христианства (UCCLW), Белл противодействовал давлению, оказываемому нацистами на немецкие церкви. В 1935 г. он настаивает на издании публичной резолюции протеста; пишет резкое письмо имперскому епископу Мюллеру от имени «Исповедальной церкви» и в ответ лично в Чичестере принимает разгневанного фон Риббентропа. Проводимые Бел-лом встречи Экуменического Совета (UCCLW) в Новы Саде (1933 г.) и Фано (1934 г.) проложили дорогу Оксфордской конференции (1937 г.), которая объединила несколько экуменических групп и, признавая опасность тоталитаризма как со стороны нацистов, так и со стороны коммунистов, основала Оксфордскую группу морального перевооружения.



В атмосфере угрозы войны епископ Белл бесстрашно высказывал свои взгляды. В июне

1939 г. в Оксфордском университете он говорил о том, что «Бог выше нации», осуждая

«скандальную» настойчивость в вопросе о государственном суверенитете, а также

«опустошение, произведенное коллективным эгоизмом». В ноябре он опубликовал свою книгу Церковь в годы войны: «Церковь перестает быть Церковью, если забывает, что ее членов, принадлежащих одному народу, связывает братство с членами

принадлежащими другим народам. [Церковь] должна... строго осудить акты возмездия или бомбардировки, осуществляемые вооруженными силами его собственного народа. Она должна выступить против пропаганды лжи и ненависти. Она должна быть готова всячески способствовать восстановлению дружеских отношений с враждебным народом. Она должна выступить против всякой войны на уничтожение или с целью порабощения, а также против всего, что направлено на разрушение морали людей...»

Эти принципы не были популярны ни у правительства Его Величества, ни у прихожан его епархии. Но эти принципы появлялись в речах в Палате лордов против интернирования иностранцев (август 1940), против «бомбардировки на уничтожение» (9 февраля 1944) и против применения атомной бомбы. [ALTMARKT] Относительно бомбардировок союзников он высказывался без обиняков: «Теперь уже целью бомбардировок являются не оборона и не военные или промышленные цели. Но уничтожен... целый город. Какие можно провести различия в таких случаях, когда гражданское население, памятники, военные и промышленные объекты — все вместе представляют собой цель?»

В июле 1942 г. епископ предпринял опасное путешествие на самолете в Стокгольм, чтобы встретиться с христианскими деятелями немецкого Движения Сопротивления. Его проект воззвания к союзникам от имени немецких христиан будет ими отвергнут. Но именно Джорджу






Сейчас читают про: