double arrow
СОВКИНО

24 октября 1917 г. в кинотеатрах Санкт-Петербурга шел фильм «Тихие узоры жизни» — психологическая драма о сложных отношениях князя Оболенского с нежной Клавдией и интриганкой Нелли. На следующий день большевики захватили власть, а у них был совершенно иной (и очень определенный) взгляд на кинематографию. «Из всех искусств, — писал Ленин — для нас важнейшим является кино». Кино для них было не развлечением, а средством массовой пропаганды. В 1919 г. Ленин подписывает декрет, передающий фотографическое и кинематографическое производство Народному Комиссариату образования. В свое время создается Общество друзей советского кино, основанное ни кем иным, как Феликсом Дзержинским, главой политической полиции (Чрезвычайной комиссии по борьбе с бандитизмом (ЧК) - ред.).

Русское кино появилось на свет уже вскоре после того, как Луи Люмьер продемонстрировал свои немые фильмы в Гранд кафе в Париже 28 декабря 1895 г. Были русские кинорежиссеры, русская кинохроника, русские студии и русские кинозвезды, такие, как "ледяная" Вера Холодная. Первым русским художественным фильмом была историческая драма Дранкова Стенька Разин ( 1908). После Февральской революции 1917 г. появляется несколько сенсационных фильмов на современные политические темы, например, Амурные похождения Гриши Распутина. При большевиках такие фривольности были невозможны.

Большевики не делали секрета из своих планов превра-

тить кино в партийное оружие. Но для этого нужно было сначала разрушить существовавшие институты. В 1922 г. поэт Маяковский написал следующие строки, как будто по приказу Агитпропа:




Для вас кино — зрелище,

Для меня — почти миросозерцание. Кино — проводник движения.

Кино — новатор литератур. Кино — разрушитель эстетики. Кино — бесстрашность.

Кино — спортсмен.

Кино — рассеиватель идей. Но — кино болен, Капитализм засыпал ему Глаза

Золотом...

Коммунизм должен отобрать кино У спекулятивных поводырей...

После хаоса гражданской войны Государственное управление кино — Совкино — начинает свою деятельность только в середине двадцатых годов. Но даже и тогда еще не добивается успеха, пока в тридцатые годы не включается в сплошное сталинское планирование.

В основном в истории советского кино преобладали или произведения соцреализма, или героические фильмы о Второй мировой войне. Но были и проблески света среди мрачного засилья таких картин — это великолепные творения времени оттепели в 1960-е годы, когда появляются Война и мир Бондарчука, Летят журавли Калатозова, а также произведения гениальных режиссеров, в особенности Эйзенштейна.



Сергей Эйзенштейн (1898-1948), сын главного архитектора города Риги, принадлежал к той части золотой молодежи прежнего царского времени,

которая связала свою судьбу с большевиками. Помимо того что он был исключительно одарен, так сказать, технически, Эйзенштейн имел перед собой ясные цели, важнейшей из которых было передать неудержимый ход истории. Он закончил только шесть фильмов, но в каждом на переднем плане коллектив, собрание людей.

В своем первом фильме Стачка (1925 г.) Эйзенштейн изобразил взрыв чувств рабочих как силу, которая, просыпаясь, осознает себя. Он также делал карикатурные портреты фабрикантов в стиле журнала Крокодил. В фильме Броненосец Потёмкин (1926 г.), который был приукрашенной версией действительных событий революции 1905 года, предметом художественного исследования Эйзенштейна становятся переживания корабельной команды и угнетенное положение простых людей. Кадры одесской лестницы, где казаки расстреливают невинных демонстрантов, стали, может быть, самым знаменитым эпизодом в истории кинематографа. Фильмом Октябрь (1927 г.) он отметил 10-ю годовщину большевистского переворота, снова сосредоточившись на роли масс в таких потрясающих, хотя и выдуманных, сценах, как штурм Зимнего дворца. В Старом и новом (1929 г.) он исследует коллективную жизнь крестьянства.

Возвратившись в Россию после нескольких лет, проведенных за границей, Эйзенштейн обращается к более далекой истории. Его Александр Невский (1938 г.) был пророческим в отношении приближавшегося конфликта с Германией. Сцена средневековой битвы на льду,







Сейчас читают про: