Сусанин

26 февраля 1939 г. в Большом театре в Москве прозвучала с размахом восстановленная самая популярная русская опера. Жизнь за царя Глинки (1836 г.) пребывала в забвении со времени большевистской революции, и короткая ее постановка в 1924 г. под названием За серп и молот — не удалась. Но теперь, получив новое, политически корректное либретто и еще одно новое название Иван Сусанин, она могла вновь снискать популярность, какой пользовалась до революции. Это был несомненный признак того, что партийная линия изменилась и обратилась к традиционному русскому национализму.

Опера Глинки с самого начала была идеологическим произведением. Эта

«патриотическая героическая опера-трагедия» была в свое время написана после Польского восстания 1830-1831 гг. и отразила решимость композитора «воплотить государственную идеологию в выразительных звуках». Действие оперы относится к 1613 г., к тому моменту, когда основатель династии Романовых боролся с хаосом Смутного времени. В лучших традициях оперы о спасении и избавлении новое произведение рассказывало о добром русском

крестьянине Сусанине, который спас царя от когтей подлых польских интервентов. В этом либретто следовало близко за текстами патриотического учебника Русская история для целей воспитания (1817 г.), составленного братом композитора.

Эстетика Глинки заключалась в том, чтобы провести противопоставление русских героев

— польским злодеям через весь спектакль. В опере два ряда главных действующих лиц, два сменяющих друг друга хора — польский и русский; два контрастирующих стиля сценографии и музыки. Безликие поляки во всем чрезмерны, они поют и танцуют исключительно церемонные массовые танцы под музыку полонеза, мазурки и краковяка. Русские же поют или очаровательные народные песни, или романтические стихи в модном итало-русском стиле. Композитор ничего не упускает, чтобы передать политическую идею.

После убийства Сусанина опера достигает высшей точки в эпилоге, когда Михаил Романов триумфально въезжает на Красную площадь. Здесь музыка переходит в священный гимн-марш, а слова становятся сверхпатриотическим гимном:

Славься, славься, наш русский царь, Господом данный нам царь-государь!

Да будет бессмертным твой царский род! Да им благоденствует русский народ!

В 1939 г. этот гимн подвергся соответствующим изменениям:

Славься, славься, ты Русь моя! Славься ты, русская наша земля! Да будет во веки веков сильна Любимая наша родная страна.

Часто говорят о силе оперы в связке с национализмом, когда речь идет о Вагнере. Но у Глинки эта связь еще очевиднее. И в самом деле, именно русским национализмом определялось, когда и где ставили эту оперу. В царской России ею открывались оперные сезоны в Москве и Санкт-Петербурге. К 1879 г. она выдержала уже 500 представлений. Ее ставили в Праге в Чехии в 1866 г.; в Риге в Латвии в 1878 г.; и в немецком театре в Познани, в Пруссии в 1899 г. Но никогда — в Варшаве или Кракове. Очень показательно, что в феврале 1940 г., в первую годовщину ее возрождения в Москве, состоялась ее премьера под покровительством нацистов в Берлине.

Как только Сталин и Гитлер отбросили взаимные подозрения и их представители начали переговоры, они, должно быть, быстро поняли, какие перед ними открываются перспективы. При нерешительности Запада только Польша оставалась серьезным препятствием к тому, чтобы поделить между собой Восточную Европу. В виду столь заманчивой перспективы ни Гитлер, ни Сталин не очень-то беспокоились о том, что в дальнейшем

между Россией и Германией может начаться борьба за добычу. Им также была безразлична долговременная реакция Запада. Заручившись благословением Сталина, Гитлер считал, что сможет в одиночку справиться с Англией и Францией, попутно преумножив мощь Германии; а Сталин был более чем согласен позволить ему попытаться. Заручившись


благословением Гитлера, Сталин считал, что сможет в одиночку прибрать к рукам


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: