Responsa

3 октября 1943 г. одного мальчика удалось спасти от Kinderaktion, в ходе которой было убито множество еврейских детей в устроенном нацистами еврейском гетто Каунаса (Ковно) в Литве. Человек, спасший мальчика, спросил своего раввина, можно ли ему вырастить мальчика как собственного сына. Раввин обратился к мужчине с утешительными словами, но ответ был «Нет». Мальчика надо всегда учить почитать его собственных отца и мать.

В огромной литературе еврейского Холокоста мало что сравнится по своему моральному величию с этими ответами (response) раввинов из гетто в оккупированной нацистами Европе. Отвечать на религиозные затруднения своей паствы было одной из главных обязанностей раввинов; и у них было в обычае записывать как вопросы, так и ответы. Существует несколько таких записей, но особенно потрясает запись ответов равви Ефраима Ошри из Каунаса, пережившего войну и составившего этот сборник после войны. Даже краткая выборка открывает перед нами картину жизни общины, находившейся на грани истребления, которая тем не менее не отступалась от принципов:

• Могут ли евреи пытаться спасти себя фальшивыми свидетельствами о крещении? Это абсолютно запрещено.

• Разрешается ли женщине в гетто желать аборта? Да, потому что без аборта и мать, и дитя будут убиты.

• Имеет ли право женщина в гетто, чей муж исчез, быть свободной от обычных правил, регулирующих браки? Нет.

• Может ли еврей в гетто совер-

шить самоубийство? Лучше быть похороненным после самоубийства, чем кремированным после уничтожения.

• Может ли еврей-отступник, носящий крест, быть похороненным в Святой земле? Да, но на некотором расстоянии от других захоронений.

• Можно ли совершать над ребенком, рожденным от прелюбодеяния, обряд pidyan haben

(перворожденного)? Да.

• Что следует сделать с одеждой убитого еврея? По религиозному закону окровавленную одежду следует похоронить; но не имеющую кровавых пятен одежду можно отдать детям жертвы. Говорили, что response, данные в несвободе Холокоста, отличаются неподобающей снисходительностью. Об этом судить знатокам. Но всякий увидит в них желание соединить суровые еврейские законы с долгом сострадания. В августе 1941 г., например, немецкие солдаты нанесли в синагогу слободки дохлых кошек и собак, а потом приказали группе евреев разорвать список Торы над трупами и поджечь синагогу. Когда рабби Ошри спросили, как могут получить отпущение этого греха, те, о ком шла речь, голодали. Он дал ясный, но и полный кротости ответ: «пусть постятся во искупление греха, если могут».

Много обсуждалось обвинение в якобы пассивности обреченных евреев Европы. В некоторых кругах принужденных к сотрудничеству евреев даже заклеймили как военных преступников. «Если существует такая вещь, как духовная порнография, то вот она». (Hugo Gryn). Хасиды считали, что «лицо Бога было закрыто» в эти времена массовых преследова-

ний и что благочестивый еврей должен принять свою судьбу. Раввины не хасиды придерживались не такого строгого правила, хотя у них и была долгая традиция почитать закон той земли, где они жили. Главный раввин Афин уничтожил список членов его общины, что позволило многим из них выжить. Главный раввин Салоник этого не сделал, и большинство его паствы было истреблено.

Важно то, что решения — сотрудничать или сопротивляться — принимались на основе определенных моральных принципов. Даже там, где ничего не предпринималось, свидетельство не склоняется в сторону моральной пассивности и безразличия. Нельзя отрицать, что отдельные люди могли совершать любые предательства. Но примеров противоположного поведения было множество. Группа еврейских врачей в Варшавском гетто решилась обратить свое несчастье на пользу и провести научное исследование симптомов и течения их собственного голодания. Спрятанное в большом молочном бидоне, их исследование сохранилось и было опубликовано в послевоенной Варшаве.

В нацистском лагере смерти Заксенхаузене еврей-член зондеркомманды, выполнявший физическую работу при истреблении, узнал своего раввина уже на площадке. Единственная просьба раввина была сохранить его luz, верхний позвонок позвоночника. (По верованиям евреев, luz — это то ядро, вокруг которого создастся новое тело в будущей жизни.) Итак, этот человек отрезал косточку от тела раввина и поклялся похоронить ее в Святой земле в


Иерусалиме после войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: