Практическое занятие 2. Право стран Древнего Востока

Цель занятия: Ознакомление с особенностями возникновения и основными направлениями в развитии права древнейших земных цивилизаций, анализ важнейших памятников права Древнего Востока.

Вопросы для обсуждения:

1. Общее и особенное в развитии права древневосточных цивилизаций.

2. Законы Хаммурапи – сборник законов Древнего Вавилона.

а) источники и система Законов Хаммурапи;

б) правовое положение основных групп населения;

в) правовое регулирование имущественных и брачно-семейных отношений;

г) преступления и наказания;

д) суд и процесс.

3. Законы Ману – памятник древнеиндусского права:

а) источники права Древней Индии;

б) варновый строй общины и его отражение в Законах Ману;

в) правовое регулирование имущественных и брачно-семейных отношений;

г) преступления и наказания;

д) суд и процесс.

4. Рассмотрение казусов по изученным памятникам права.

Методические указания:

1. При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на процесс разложения первобытнообщинного строя в определенных географических регионах мира под воздействием появления земледелия, возникновения института частной собственности и развития рабовладения.
В изучении данного вопроса полезно привлекать материалы из курса «Теория государства и права» – темы «Происхождение государства» и «Происхождение права». Необходимо сконцентрироваться на проблеме длительного сохранения сельской общины как основы восточного общества, предопределившей и форму правления – восточную деспотию. Нужно раскрыть основные особенности деспотического государства и его важнейшие ведомства, показать влияние формы государства на развитие права. Выявить общие и особенные черты в развитии права стран Древнего Востока.

2. Анализируя Законы Хаммурапи, следует обратить внимание на деление общества на свободных и рабов. А свободных – на «авилумов» и «мушкенумов». Нужно разобраться в статусе слуг царя («редума» и «баирума»), а также в причинах ограничения долгового рабства. Особое внимание следует обратить на анализ статей, посвященных регулированию имущественных отношений, выяснив:

- существовало ли в Древнем Вавилоне представление о праве собственности на недвижимость?

- какие виды договоров были известны Законам Хаммурапи?

- разграничивались ли в сборнике преступления и деликты?

- в чем проявляется казуальная форма изложения норм права?

- что такое принцип талиона?

Вопрос готовится с привлечением материалов хрестоматии и с обязательными ссылками на конкретные статьи памятника права.

3. Законы Ману представляют собой прекрасный материал для изучения общества и права Древней Индии. Их изучение следует начинать с характеристики правового положения варн: «брахманов», «кшатриев», «вайшиев» и «шудр», а также статуса рабов и «чандалов» (неприкасаемых). Затем необходимо дать общую характеристику норм и институтов отдельных отраслей права: уголовного, гражданского, брачно-семейного.

Анализируя содержание памятника, следует найти ответ на вопросы:

- какова природа норм, зафиксированных в Законах Ману?

- все ли нормы данного памятника права можно назвать правовыми?

- каковы особенности правового регулирования брачно-семейных отношений в Законах Ману?

- почему вопросам брака и семьи в данном памятнике права уделено значительное внимание?

- каким образом варновый строй отразился в регулировании имущественных и уголовно-правовых отношений?

Основная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.

Дополнительная литература:

1. Алаев Л. Б. История Востока: учебное пособие., М.: РОСМЭН, 2007.

2. Крашенинникова Н. А. История права Востока: курс лекций., М.: МГУ, 1994

3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века. сост. проф. В. А. Томсинов. 2-е изд., доп. — М.: Зерцало-М, 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: