Методические рекомендации для преподавателя. Дисциплина «История государства и права зарубежных стран» играет важную мировоззренческую и методологическую роль в системе подготовки специалиста

Дисциплина «История государства и права зарубежных стран» играет важную мировоззренческую и методологическую роль в системе подготовки специалиста.

Дисциплина «История государства и права зарубежных стран» является одной из основополагающих дисциплин профессионального цикла. Она преподается студентам первого курса, не имеющим опыта обучения в высших учебных заведениях, поэтому преподаватель, помимо обучения теоретическим основам дисциплины, должен помочь студентам овладеть новыми для них навыками (работа с памятниками права, конспектирование лекционного материала и первоисточника, оформление научного аппарата рефератов, контрольных и курсовых работ).

При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль над усвоением пройденного материала. Лекции можно организовать как в традиционной форме, так и в форме лекции-собеседования, лекции-дискуссии. В последнем случае студенты должны получить заранее электронный вариант текста лекции с предлагаемыми для дискуссии вопросами. Возможно проведение лекции-экскурсии с использованием информационных технологий.

При поведении практических занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После заслушивания докладов или ответов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим занятиям. Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

В целях контроля уровня подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе практических занятий может проводить контрольные работы в традиционной форме письменного ответа на поставленные вопросы либо в форме тестирования.

Практическое занятие может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль над работой студентов, давать соответствующие рекомендации, в случае необходимости помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению данной учебной дисциплины.

При изложении материала дисциплины «История государства и права зарубежных стран» преподаватель должен обратить внимание на овладение студентами профессиональным понятийным аппаратом, в связи с чем уделить в течение лекции время для записи новых терминов и их значения. На практических занятиях следует уделить внимание формированию навыков работы с нормативными актами, толкованию отдельных норм и анализу различных институтов права. Целесообразно заранее на предшествующем занятии рекомендовать студентам перечень памятников права, с текстами которых они должны будут ознакомиться самостоятельно и проанализировать по вопросам практического занятия.

В ходе изучения дисциплины «История государства и права зарубежных стран» возможно применение активных и интерактивных методов обучения: проведение внутри- и межвузовских научных конференций, в том числе с использованием информационных технологий; организация «круглых столов» по проблемам истории и современного развития государства и права в зарубежных странах; конкурсов и др. Данные методы обучения в первую очередь можно применять при проведении практических занятий, в ходе которых, разделив студентов на группы, дать задание подготовить презентацию по определенной теме или использовать ролевые игры для лучшего усвоения пройденного материала. Помимо пассивного рассмотрения казусов по различным памятникам права и разгадывания предложенных преподавателем ребусов и кроссвордов по истории государства и права зарубежных стран, можно привлечь студентов к составлению новых казусов, кроссвордов и ребусов. Активной формой лекционного занятия можно считать проведение лекции-экскурсии, а также лекции-презентации с привлечением к ее подготовке и проведению наиболее подготовленных студентов. В учебном процессе такие занятия должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий.

Самостоятельная работа заключается в написании рефератов, подготовке к практическим занятиям и экзамену. Рефераты могут быть написаны как по темам лекционных и практических занятий, так и по дискуссионным научным проблемам истории государства и права зарубежных стран. Тему реферата и его план студент должен заранее обсудить с преподавателем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: