Цель занятия: Закрепление знаний о государстве и праве Древней Греции, изучение правового наследия древнегреческой цивилизации.
Вопросы для обсуждения:
1. Возникновение государства в Спарте. Реформы Ликурга.
2. Общественный и государственный строй Спарты.
3. Возникновение Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена.
4. Государственный строй в период расцвета Афинской демократии.
Методические указания:
1. При подготовке к первому вопросу нужно выяснить географическое положение Лаконики и особенности ее природно-климатических условий. Рассмотреть преобразования легендарного Ликурга.
2. Во втором вопросе следует рассмотреть правовое положение спартиатов, илотов и периэков. Определить роль и место в государственном механизме Спарты: народного собрания, герусии, царей и эфоров.
3. Рассматривая проблему возникновения государства в Афинах, следует выяснить причины данного процесса, повлекшего за собой кризис родового строя и реформы Солона и Клисфена. Разобрать основные направления этих реформ.
4. Особое внимание уделить данному вопросу, поскольку он раскрывает систему организации и деятельности Афинской демократии. Рассмотреть механизм формирования и основные полномочия: народного собрания, совета пятисот, гелиэи. Коллегии архонтов и стратегов.
Значение процедуры остракизма в политической жизни Афинского полиса.
Завершить рассмотрение данной темы следует дискуссией о сущности и значении Афинской рабовладельческой демократии.
Основная литература:
Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.
Дополнительная литература:
1.Антология мировой правовой мысли. Т. 1., М.: Мысль, 1999
2. Кечекьян С. Ф. Государство и право Древней Греции., М.: МГУ, 1963.
3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века. сост. проф. В. А. Томсинов. 2-е изд., доп. — М.: Зерцало-М, 2004.