Оперантное угашение

Когда подкрепление больше не поступает, реакция ста­новится все менее и менее частой; этот процесс получил название «оперантного угашения». Если задержать по­дачу пищи, голубь перестанет поднимать голову. В об­щем, когда мы выполняем поведение, которое больше «не приносит нам никакой выгоды», мы утрачиваем тен­денцию повторять его. Если мы потеряли авторучку, мы все реже и реже направляем руку в карман, в котором она хранилась. Если нам не отвечают 'на телефонные звонки, то в конце концов мы перестаем звонить. Если пианино расстраивается, то мы все реже и реже на нем играем. Если звук нашего радиоприемника стал слишком громким или передачи стали хуже, мы перестаем его слушать.

Поскольку оперантное угашение протекает гораздо медленнее, чем оперантное обусловливание, постольку наблюдать за ним гораздо проще. При благоприятных условиях получаются плавные кривые, показывающие, что скорость реакций медленно уменьшается, возможно, в течение нескольких часов. Кривые раскрывают свойст­ва, которые нельзя получить из наблюдения. У нас может сложиться впечатление, что организм реагирует реже и реже, но за характером изменения можно проследить только при регистрации поведения. Кривые показывают, что угашение есть довольно однородный процесс, который определяет силу поведения.

При определенных условиях на кривую оказывают влияние эмоциональные реакции. Отсутствие подкреп­ления приводит не только к угашению операнта. Оно вызывает также реакцию фрустрации, или ярости. Го­лубь, который не получил подкрепления, отворачивается от рычага, воркует, хлопает крыльями и демонстрирует другие виды эмоционального поведения. Человек также демонстрирует подобные реакции. Ребенок, у которого велосипед не двигается с места, когда он нажимает на педали, перестает их крутить. Взрослый, который нахо­дит ящик письменного стола запертым, скоро перестает дергать ручку, но он может колотить по столу и бра­ниться или может проявлять другие признаки гнева. Точно так же как ребенок вновь вернется к велосипеду, а взрослый — к ящику стола, птица вновь повернется к рычагу, когда эмоциональная реакция угаснет. Могут наблюдаться и другие явления эмоционального характе­ра. В таких условиях кривая угашения характеризуется циклическими колебаниями, поскольку эмоциональные, реакции появляются, исчезают и вновь появляются. Если каким-либо способом удается устранить эмоцию, кривая принимает более простую форму.

Поведение, которое наблюдается во время угашения, является результатом обусловливания, которое ему предшествовало, и в свете этого кривая угашения дает еще одну меру эффекта подкрепления. Если было под­креплено всего лишь несколько реакций, угашение про­исходит быстро. Большое количество подкреплений приводит к длительному сохранению реакции. Силу сопротивления угашению нельзя предсказать по вероят­ности реакции, наблюдаемой в каждый отдельный мо­мент. Необходимо знать историю подкрепления. Напри­мер, если мы получили подкрепление в виде великолеп^ но приготовленной пищи в новом ресторане, невкусно приготовленная пища может «свести на нет» хорошее впечатление от этого ресторана; -но если мы питались в ресторане качественной пищей в течение многих лет, то тогда, при прочих равных условиях, нам надо будет не­сколько раз принять невкусную пищу, прежде чем мы утратим склонность постоянно питаться в нем.

Между количеством подкрепленных реакций и коли­чеством реакций, возникающих при угашении, нет простых связей. Сила сопротивления угашению в режиме прерывистого подкрепления может быть гораздо больше силы сопротивления угашению в случае, когда тоже ко­личество подкреплений дается за каждую реакцию. Та­ким образом, если мы только один раз случайно подкре­пим ребенка за хорошее поведение, то оно при отсутст­вии подкрепления будет сохраняться дольше, чем в том случае, когда мы подкрепляем каждое правильное выполнение.

Этот вывод имеет практическую значимость в тех случаях, когда ценные виды подкреплений ограничены. Подобного рода проблемы возникают в области образо­вания, промышленности, экономики и пр. В условиях некоторых режимов прерывистого подкрепления голубь может произвести 10 000 поведенческих реакций, прежде чем полностью завершится процесс угашения.

Угашение является эффективным способом устране­ния операнта из организма. Его не следует путать с другими процедурами, созданными для получения того же эффекта. В настоящее время предпочтение отдается наказанию, которое включает в себя различные про­цессы и эффективность которого вызывает сомнения. С угашением часто путают забывание. При забывании эффект обусловливания утрачивается просто по мере прохождения определенного времени, в то время как угашение требует, чтобы реакция возобновлялась без подкрепления. Обычно забывание наступает не быстро; большие кривые угашения были получены через шесть, лет после того, как реакции голубей были подкреплены последний раз. Шесть лет составляют больше половины жизни голубей. В этот период времени голуби жили в таких условиях, в которых реакция не могла быть под­креплена. В поведении человека реакции научения, по­рожденные относительно определенными условиями, часто сохраняются без использования на протяжении половины жизни человека. Утверждение, что ранний опыт определяет личность зрелого организма, предполагает, что аффект оперантного обусловливания долгосрочен. Таким образом, если из-за раннего опыта, полученного в детстве, мужчина женится на женщине, кото­рая напоминает его мать, то это говорит о том, что эффект определенных подкреплений должен сохраняться время. Большинство случаев забывания включают в себя оперантное поведение при контроле определенных стимулов, и их нельзя подвергнуть адекватному анализу до обсуждения проблемы контроля.

Эффект угашения. Условия процесса протекания угашения более или менее известны, однако сущность его часто понимают неправильно. Экстремальное угашение иногда называют «abulia». Определение этого феномена как «отсутствие воли» мало что дает, посколь­ку отсутствие или наличие воли выводится из наличия или отсутствия поведения. Однако термин представляет­ся полезным, поскольку он предполагает, что поведение отсутствует по определенной причине, и мы можем про­вести то же самое различение другим способом. Пове­дение является сильным или слабым из-за действия многих различных переменных, и задача науки о пове­дении заключается в том, чтобы их выявлять и клас­сифицировать. Каждый случай мы определяем в терми­нах переменных величин. Условия, которые возникают в результате длительного угашения, по лежащим на по­верхности признакам напоминают инактивность, возни­кающую в результате действия других причин. Различия этих случаев надо искать в истории организма. Целе­устремленный писатель, отправляющий издателям одну рукопись за другой, когда все они были отвергнуты, может в конце концов заявить, что «он не может боль­ше написать ни одного слова». Частично он парализован тем, что его «зажимают», но все-таки он продолжает на­стаивать на том, что он «хочет писать», и мы можем согласиться с ним, и квалифицируем это так: чрезвычайно низкая вероятность реакции определяется угашением. Однако другие переменные все еще сохраняют свое действие и если бы угашение не произошло, они бы дали высокую вероятность достижения.

Необходимо обратиться к условиям, при которых небольшая сила операнта является результатом угаше­ния. Некоторые формы психотерапии являются система­ми подкрепления, созданными для восстановления пове­дения, которое было утрачено в процессе угашения. Те­рапевт может сам давать подкрепление или он органи­зует такие условия жизни, которые будут подкреплять поведение. В терапии профессионального продвижения, например, терапевты способствуют тому, чтобы пациент начал осуществлять простые формы поведения, мгновен­но и сравнительно постоянно подкрепляемые. Объясне­ния, что такая терапия помогает пациенту потому, что дает ему чувство «достижения» или «укрепляет его нравственную сферу», «формирует его интересы» или предотвращает его от «разочарования», не дают ника­ких преимуществ. Такая терминология просто увеличи­вает объем объяснительных фикций. Человек, который действительно вовлечен в данный вид активности, про­являет не интерес, а демонстрирует эффект подкрепле­ния. Мы не даем человеку «чувство достижения», а под­крепляем определенное его действие. Разочароваться - просто означает утратить возможность реагировать из-за отсутствия подкрепления. Наша проблема состоит лишь в том, чтобы объяснить вероятность реакции в терминах процесса подкрепления и угашения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: