Количественные свойства

Совсем не просто получить кривую научения. Мы не можем полностью изолировать оперант и устранить все случайные помехи. Можно было бы построить кривую и показать, как частота поднятия головы на определенную высоту изменяется в зависимости от времени или коли­чества подкреплений, но дело в том, что общий эффект больше. Происходит смещение в более крупной схеме поведения, и для того чтобы его полностью описать, не­обходимо проследить все движения головой. Даже в этом случае мы не исчерпаем всей проблемы. Высота поднятия головы была выбрана произвольно, и эффект подкрепления зависит от нее. Если подкрепить высоту, которая достигается редко, изменение в схеме будет гораздо больше, чем в случае, когда выбирается высо­та, на которую голубь обычно поднимает голову. Для адекватного объяснения необходимо получить набор кривых, описывающих все случаи. Если заставить го­лубя поднимать голову все выше и выше, появляется еще один произвольный элемент, так как можно исполь­зовать различные графики подкрепления. Каждый гра­фик дает свою кривую, и картину можно считать исчер­пывающей, только если будут использованы все- графи­ки подкрепления.

Мы не можем обойти эти проблемы, выбрав реак­цию, которая более строго определяется свойствами среды, например открытие двери. Определенный меха­нический индикатор поведения, разумеется, предпочти­тельнее, поскольку, например, он позволяет организо­вать постоянное представление подкрепления. Можно регистрировать высоту поднятия голубем головы с по­мощью фотоэлемента, но легче выбрать такую реакцию, которая производит изменение в среде и которую легче регистрировать. Если птица научается нажимать на небольшой рычаг, находящийся на стене эксперимен­тального ящика, можно сконструировать рычаг таким образом, чтобы он замыкал электрическую цепь, что позволит предъявлять поднос с пищей и регистрировать реакции. Думается, что такая реакция отличается от ре­акции поднятия головы тем, что она имеет характерис­тику «все или ничего». Но ниже будет видно, что «реак­ция», которая не так произвольна, как реакция поднятия головы, не определяется механическими свойствами движения «нажатия на рычаг».

Нет необходимости иметь совершенное эксперимен­тальное устройство для того, чтобы получить важные количественные данные об оперантном обусловлива­нии. Мы уже можем оценивать много факторов. Важ­ность обратной связи ясна. Организм можно стимулировать последствием его поведения, если имеет место обусловливание. Например, при обучении шевелить ушами, необходимо знать, когда уши двигаются, если этим подкреплять двигательные реакции. При переучивании больного пользоваться частично парализованной конечностью можно с помощью специальных приспособлений или другого человека усиливать обратную связь при слабых движениях. Глухонемой научается говорить, только если он получает обратную связь о своем поведении, что можно сравнить со стимуляцией, он получает от других говорящих людей. Одной из функций педагога является обеспечение произвольных (иногда ложных) последствий с целью получения обратной связи. Обусловливание также зависит от вида, количества и момента предъявления подкрепления, а также от многих других факторов.

Отдельное подкрепление может иметь значительный эффект.

При благоприятных условиях один какой-нибудь резкий шаг может привести к увеличению частоты появ­ления реакции в дальнейшем. В обычных случаях такое значительное увеличение наблюдается уже после одного подкрепления, и дальнейший дополнительный прирост величины продолжается по мере предъявления после­дующих подкреплений. Это наблюдение ни в коей мере нельзя объяснить мгновенным изменением в сторону максимальной вероятности, поскольку не выделен оперант в чистом виде. Увеличение частоты можно интер­претировать с точки зрения других поведенческих ха­рактеристик ситуации. Тот факт, что обусловливание ор­ганизма может быть быстрым у животных такого «низ­кого уровня развития», как крысы и голуби, приводит к интересным выводам. Различия в том, что обычно на­зывают интеллектом, до некоторой степени объясняются различиями в скорости научения. Но не может сущест­вовать более быстрого научения, чем мгновенное увели­чение вероятности реакции. Следовательно, специфич­ность человеческого поведения определяется какими-то другими факторами.

УПРАВЛЕНИЕ (CONTROL) ОПЕРАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Экспериментальная процедура оперантного обусловли­вания не сложна. Создается контингент подкрепления и предъявляется организму в течение определенного пе­риода времени. Затем на основе этого объясняется час­тота возникновения реакции. Что было сделано в на-; правлении предсказания и управления поведением в бу­дущем? Какие переменные заставляют нас предсказы­вать, будет или не будет реагировать организм? Какими переменными нужно управлять, чтобы заставить орга­низм реагировать? Мы экспериментируем с голодным голубем. Это означает, что голубь лишался пищи в те­чение определенного периода времени или до тех пор, пока он немного не терял в весе. В противоположность тому, что можно было бы ожидать, экспериментальные исследования показали, что сила эффекта пищевого подкрепления может не зависеть от количества пищи. Не наблюдается, что частота реакций, которая является результатом подкрепления, зависит от степени депривации. Даже если мы научили голубя вытягивать шею, он не будет этого делать, если он не голоден. Таким обра­зом, имеется еще один способ контроля за его поведе­нием: для того чтобы заставить голубя вытягивать шею, необходимо лишить его пищи. Выбранный оперант при­бавляется ко всему тому, что будет делать голодный голубь. Контроль за реакцией объединился с контролем за лишением животного пищи. Оперант может также контролироваться с помощью внешнего стимула, являю­щегося еще одной переменной величиной, которую мож­но использовать для предсказания поведения и контроля за ним. Тем не менее следует отметить, что обе эти переменные можно вывести из самого оперантного под­крепления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: