Карен Хорни, бывшая поначалу сторонницей Фрейда, занимает особое место в научной школе, созданной основоположником психоанализа. Она пыталась объяснить неврозы не нарушениями либидо, имеющими отношение к сексуальности, а конфликтами между индивидом и окружающей его социальной средой.
Согласно Карен Хорни, у истоков психических болезней лежит потребность в безопасности. Она пришла к этому заключению на основании того, что ребенок естественным образом страдает от своего рода экзистенциального беспокойства перед лицом враждебного и всемогущего мира. Он боится. Чем труднее условия жизни, тем более увеличивается его беспокойство, тем острее он чувствует потребность в безопасности и тем более возрастает риск болезней психики.
Часто ребенок ищет такие решения, которые позволили бы ему обрести столь остро ему недостающую безопасность. И он находит их в неврозе.
Карен Хорни выделяет три основных принципа поиска малышом безопасности. Она различает «движение к чему-либо», выражающееся в поисках любви, вытекающих из чувства бессилия. У невротика эта установка приобретает вид постоянного требования доказательств любви, за которым скрывается, среди прочего, страх быть покинутым.
|
|
«Движение против», проявляется в агрессивном, то есть воинственном, поведении. Невротический субъект скрывает свою слабость за тираническим отношением к окружающим.
Наконец, «движение от», выражается в установке на бегство или уход в себя, которую в нормальном виде мы встречаем в медитации или творчестве. Но у невротика она проявляется в закрытости, самоизоляции и полном безразличии к тому, что происходит вокруг него.
Из этих замечаний следует, что невроз связан с социальными и культурными факторами. А это значит, что критерии неприемлемого поведения разнятся от одного общества к другому: одна и та же реакция, установка по отношению к одной и той же ситуации может показаться нормальной в одном обществе и ненормальной в другом.
Таким образом, Карен Хорни согласна с тем, что источник неврозов следует искать в потребности человека в безопасности,— но, кроме этого, видит его также в социальных факторах и во влиянии окружения.
В книге Самоанализ проявляется и другой аспект теории Карен Хорни, который мы здесь рассматриваем. В этой своей работе она также выступает оппонентом фрейдовского учения. В отличие от венского мэтра, она питает глубокую веру в человека, считая, что он может сам, без участия психоаналитика избавиться от нарушений психики.
Понятие трансфера в ее теории отсутствует — ведь больному не на кого перенести свои чувства и установки, приобретенные в детстве и повлекшие за собой психические нарушения.
|
|
Впрочем, в книге Самоанализ Карен Хорни вообще не касается этого вопроса, который так и остается «на языке» читателя,— и это, пожалуй, самая слабая сторона книги.
Во всяком случае, книга Самоанализ резко отличается от себе подобных. Автор отстаивает свободу больного. Освобождение человека становится возможным благодаря особой природе «Я», всегда стремящегося выйти за пределы узкой колеи болезни. Написанная живым, простым языком, без использования маловразумительного жаргона, книга эта доступна для всех. Карен Хорни представляет нам свою теорию без претензий, со спокойной уверенностью и увлеченность оптимиста.