Трагическая судьба украинской культуры в период сталинизма

В 1929 г. многолетняя внутрипартийная борьба в СССР завершилась полной победой И.Сталина и его сторонников. Установилась тоталитарная диктатура. Для культуры это имело трагические, разрушительные последствия. Культура, как и все сферы общественной жизни, была поставлена под жесткий идеологический и административный контроль. Шаг за шагом свернули политику украинизации. В начале 30-х годов с целью облегчения контроля над развитием культуры были созданы Союзы писателей, композиторов, художников, архитекторов. Был положен конец стилистическим, художественным поискам, установлена цензура, прерваны контакты с деятелями культуры других стран, в том числе украинскими эмигрантами.

В 1932 г. появился термин "социалистический реализм", который был провозглашен единственным методом литературы и искусства, что обедняло, сужало творчество. Прославление мифических достижений, лакировка действительности, фальсификация истории стали органическими качествами идеологизированной литературы. Был положен конец авангардным поискам и экспериментам, которые во всем мире продолжали оставаться магистральной линией развития искусства. Диктовалось верховенство историко-революционной, производственной тематики. В живописи такие жанры, как натюрморт, пейзаж, портрет, отодвигались на второй план потому, что они якобы не несли классовой нагрузки. В архитектуре ведущим стилем стал неоклассицизм, который должен был отражать стабильность режима, неколебимость власти Наиболее известным зданием, построенном в стиле неоклассицизма является здание Верховной Рады в Киеве.

Чтобы подавить свободную мысль, вызвать страх, укрепить повиновение, сталинский режим развернул массовые репрессии. В современную публицистику, научную литературу вошел образ «расстрелянное возрождение». В 1930 г. был организован судебный процесс над Союзом освобождения Украины, который якобы был создан для отделения Украины от СССР. Главные обвинения были выдвинуты против вице-президента Всеукраинской Академии наук С.Ефремова. Перед судом предстало 45 человек, среди которых были академики, профессора, учителя, священнослужители, студенты. Были вынесены суровые приговоры, хотя в действительности никакой подпольной организации не существовало. Последующие аресты в среде деятелей науки и культуры и жестокие расправы проводились без открытых процессов. Закрыли секцию истории Академии наук, был арестован М.Грушевский. Его вскоре освободили, но работать перевели в Москву. Удалили в Москву и кинорежиссера А.Довженко.

Обвинение в буржуазном национализме было выдвинуто против наркома просвещения Н.Скрыпника – старого большевика, одного из руководителей Октябрьского восстания. Он был одним из немногих, кто не побоялся открыто выступить с критикой сталинских методов, отстаивал политику украинизации. В 1933 г. в преддверии ареста Скрыпник застрелился.

В 1938-1954 гг. было репрессировано почти 238 украинских писателей, хотя многие из них были приверженцами Советской власти, воевали за нее, выдвинулись уже после революции. По подсчетам историков литературы из них 17 расстреляны, 8 покончили жизнь самоубийством, 16 пропали без вести, 7 умерли в заключении. Подвергался аресту М.Рыльский, 10 лет провел в лагерях по обвинению в участии в мифической Украинской военной организации Остап Вишня, были расстреляны Г.Косынка, М.Зеров, М.Семенко. Покончил жизнь самоубийством М.Хвылевой, мужественно пытавшийся спасти многих товарищей. Закрыли театр «Березіль», арестовали и расстреляли всемирно известного режиссера Л.Курбаса. О масштабах репрессий говорит и такой факт: из 85 ученых–языковедов репрессиям подверглись 62. Только наркомат просвещения «очистили» от 2 тысяч сотрудников.

Гонения обрушились на церковь. На рубеже20-30—х годов были арестованы руководители и зарещена Украинская автокефальная церковь, которая была создана на волне национального революционного подъема. Такая же судьба постигла после II мировой войны Украинскую греко-католическую церковь в Западной Украине. Всего в 1917-1939 гг. было разрушено 8 тысяч церковных сооружений – более половины всех храмов.

Огромное уважение вызывают те люди, которые, осознавая опасность для себя лично, помогали другим. В.Вернадский пытался спасти своего многолетнего соратника, секретаря Всеукраинской Академии наук филолога А.Крымского. Когда в Харькове выдвинули обвинения против Л.Д.Ландау (будущего лауреата Нобелевской премии) директор Института физических проблем П.Л.Капица пригласил его в Москву, а позже добился освобождения его из-под ареста.

И все-таки даже в таких тяжелейших условиях нельзя говорить о прекращении развития украинской культуры. Росло городское население, государство продолжало заботиться о развитии системы образования, здравоохранения, создавались новые научные учреждения, без чего невозможно было бы осуществление индустриализации, укрепление обороноспособности при нарастании внешней угрозы.

Тяжелым испытанием для украинского народа стала Великая Отечественная война. Особенности культурных процессов военных лет полностью диктовались экстремальными условиями времени. На службу фронту была поставлена наука. В литературе главной стала тема Родины. Патриотические стихи, статьи украинских литераторов появились в газетах уже в первые дни войны. Это такие произведения, как "Мы идем на бой" П.Тычины, "Клятва" М.Бажана, стихи Л.Первомайского.

Часть писателей находилась в эвакуации, некоторые остались на оккупированной территории, большинство же было на фронте, активно сотрудничали в армейской, фронтовой, республиканской периодике ("За Советскую Украину!", "За честь Родины!"). Из Москвы на украинском языке вещала радиостанция "Советская Украина" (П.Панч, А.Копыленко, Д.Белоус). В Саратове была организована работа радиостанции им. Т.Шевченко (Я.Галан, К.Годиенко, В.Владко). Действовала передвижная прифронтовая радиостанция "Днепр". В военные годы одним из главных жанров стала публицистика.

Официальные органы, в частности Союз писателей Украины, некоторые редакции, были в Уфе. Там издавался еженедельник "Литература и искусство", с 1943 г. возобновился выпуск журналов "Украина" и "Перец". Было выпущено несколько книг: "Украина в огне", "Украина освобождается". Издательская деятельность не ограничивалась современностью. Большими тиражами выходили произведения украинских классиков.

В годы войны украинские писатели создали такие произведения, как "Україна в вогні" А.Довженко, который проявил себя как талантливый публицист, "Похорон друга" П.Тычины, "Мандрівка в молодість" М.Рыльского, "Ярослав Мудрый" И.Кочерги, поэтический цикл «Україно моя!» Достоинства этих произведений были очевидны по сравнению с риторически-официальным тоном большинства поэтических и прозаических произведений 30-х годов.

Значительное развитие в годы войны получает документальное кино. Кинооператоры совершили настоящий подвиг, донеся людям и оставив потомкам бесценные свидетельства истории. А.Довженко снял документальные ленты “Битва за нашу Радянську Україну”, “Перемога на Прпвобережній Україні”.

Трагическим заблуждением стали попытки наладить издательскую деятельность, оживить литературную жизнь в условиях оккупации в Киеве, Харькове, Львове. Некоторые писатели полагали, что сотрудничество с оккупационными властями ослабит давление на национальную культуру. Однако эти надежды не оправдались. Так, в Киеве были закрыты "Украинское слово" и "Литавры", а их организаторы Е.Телига и И.Ирлявский уничтожены гестапо.

Тема Великой Отечественной войны никогда уже не уходила из литературы и искусства. Роман «Прапороносці» прославил имя О.Гончара. Войне будут посящены ярчайшие произведения украинского художественного кино.

После войны были возобновлены преследования и идеологическое давление, новая волна борьбы с "украинским буржуазным национализмом" приходится на 50-е годы. Это проявилось, в частности, в таких документах ЦК КП(б) Украины, как "Об искажении и ошибках в освещении истории украинской литературы в "Очерке истории украинской литературы", о журналах "Вiтчизна" и "Перец". В 1947 г. на пленуме Союза писателей Украины огульной, конъюнктурной критике были подвергнуты романы Ю.Яновского "Живая вода", И.Сенченко "Его поколение", повесть П.Панча "Голубые эшелоны". В 1951 г. была развернута шумная кампания против стихотворения В.Сосюры "Любите Украину", в котором якобы полностью отсутствовал классовый подход. Критике подвергалось с этих же позиций творчество М.Рыльского, а С.Голованивского обвиняли в "безродном буржуазном космополитизме". Были проведены шумные компании по разоблачению кибернетики и генетики как буржуазных наук, что предопределило отставание советских ученых от мирового уровня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: