Часть четвертая

СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Хотя советские люди вышли из Второй мировой войны победителями, 1940-е годы были для страны очень сложными. Войну выиграли неимоверной ценой. Западнее Волги оказались разрушены города и заводы, мосты и деревни. Двадцать миллионов людей погибли, материальные потери были огромны.

Период послевоенного восстановления оказался тяжелым. Реконструкция хозяйства осуществлялась практически вручную, ценой неимоверных усилий и лишений. Засуха несколько раз приводила к голоду. Государство сделало ставку на восстановление экономики, отодвинув благосостояние людей на второй план, поэтому страна ухитрялась посылать на экспорт зерно из районов, где люди умирали от голода.

Политическая обстановка в стране была еще более напряженная, чем экономическая. В 1940-е годы начинается холодная война, рост русского национального шовинизма, возвращение массовых репрессий. Для советской интеллигенции это время было особенно тяжелым. Многие ее представители пострадали, поскольку либо не следовали указаниям свыше в своей работе, либо были настроены "космополитически", то бишь прозападно или проеврейски.

Эпоха Хрущева воспринимается на Западе как период послабления для интеллигенции. Многие крайности сталинской поры были осуждены. Поубавилась сила "тайной полиции". Большинство политических заключенных были освобождены. Сошла на нет кампания против космополитов. Многие безумные догмы предшествовавшего времени дискредитировали себя. Большая свобода способствовала творческому развитию писателей и интеллектуалов.

Все эти изменения, конечно, казались обнадеживающими, хотя сегодня эпоха Хрущева уже не представляется столь резко отличной от эпохи Жданова. Можно даже сказать, что она была неотъемлемой частью послевоенной советской истории. Этот период начался приблизительно в 1944 году (когда стало ясно, что война идет к победному концу, и советское общество начало мыслить послевоенными категориями) и продолжился до падения советского строя. Он включает три периода: послевоенное десятилетие (1944 - 1953); хрущевский период (1953 - 1964); послехрущевские годы (с 1965 г.).

Эти три периода достаточно тесно связаны между собой и существенно отличаются от 1930-х годов. Основной акцент в послевоенном искусстве делается не на героическое и выдающееся, как в 1930-е (хотя риторика 1940-х тт. также не чуралась воспевания "высокого"), а на противопоставление правды и лжи. Главным вопросом этого времени было не то, как изобразить подвиг, а как жить, что есть художественная правда, что такое настоящий человек, мыслитель, руководитель. Именно с этим кругом проблем были связаны вопросы, рассматриваемые в каждом из трех периодов, но сами проблемы проходят через весь период.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: