Возникновение и развитие принципов налогообложения

Впервые принципы налогообложения были сформулированы XVIII в. шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1723—1790) в его труде «Исследована о природе и причинах богатства народов» (1776). Сегодня этим стулаты называют классическими принципами налогообложения.

Важнейшими из них являются:

1. Принцип справедливости. Налоги — законная форма изъятия части собственности налогоплательщика, для ее использования в общих интересах (интересах общества, государства). Любое изъятие собственности всегда было справедливо для того, кто отнимает, и несправедливо для того, у кого отнимают.

Известно, что справедливость — категория чрезвычайно тонкая и сложная для определения. Недаром это распространенное понятие не является юридически определенным. С точки зрения права «справедливость» — чистая абстракция, ей нет мерила, определения, эталона. Справедливо то, что справедливо в каждом конкретном случае.

Поэтому тип понимания справедливости зависит от исторического периода, экономического устройства общества, социального и правового статуса лица, его политических взглядов и пристрастий. А. Смит выступал за всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами «соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»1. Таким образом, согласно Смиту, справедливость налогообложения — это равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискальнообязанных лиц.

Естественно, справедливость налогообложения напрямую увязана с равенством налогового бремени (равенства при изъятии части доходов) и переложением налоговых тягот. На практи­ке абсолютное равенство налогового бремени невозможно, пре­жде всего, в силу различий в доходах и имущественном положе­нии налогоплательщиков.

Справедливость налогообложения на практике обретает одну из двух крайностей. В странах со слабо развитыми механизмами налогового администрирования (например, в России) налоги платят в основном экономически слабые хозяйствующие субъ­екты. В государствах с сильным налоговым администрировани­ем налогообложение «наказывает» экономически эффективные предприятия. Тогда, как иронично замечает лауреат Нобелев­ской премии в области экономики М. Алле, «разоряться стано­вится выгоднее, чем процветать... Ведь нас, слава богу, еще не обязывают платить налоги с наших долгов».

1 Смит А Исследование о природе и причинах богатства народов. 1935. Т. 2. С. 341.

2. Принцип определенности налогообложения. Смит так изло­жил содержание этого принципа: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно опреде­лен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма пла­тежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица»1, ибо неопределенность налогообло­жения является большим злом, чем неравномерность налогооб­ложения.

3. Принцип удобства налогообложения. Смысл этого принци­па заключается в том, что налогообложение должно осуществ­ляться тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее всего платить налог2.

4. Принцип экономии. Сегодня данный принцип рассматрива­ется как чисто технический, связанный с построением налога. Трактуется он обычно следующим образом: расходы на взима­ние налога должны быть минимальными по сравнению с дохо­дом, который он приносит. Согласно Смиту, содержание ука­занного принципа сводится к тому, что «каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству»3.

1 См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.
С. 341.

2 Там же. С. 343.

3 Там же.

Приведенные выше классические принципы налогообложения дополнил немецкий экономист Адольф Вагнер (1835—1917):

1. Финансовые принципы организации налогообложения: достаточность налогообложения; эластичность (подвижность) налогообложения.

2. Народнохозяйственные принципы: надлежащий выбор источника налогообложения (в частности — налог должен падать только на доход или капитал отдельного лица либо уплата налога касается населения в целом); правильная комбинация различ­ных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их взимания.

3. Этические принципы, принципы справедливости: всеобщность налогообложения; равномерность налогообложения.

4. Административно-технические правила или принципы налогового управления: определенность налогообложения; удобстве уплаты налога; максимальное уменьшение издержек взимание налога.

В нашей стране принципами налогообложения занимался Николай Иванович Тургенев (1789—1871). В своей работе «Опыт теории налогов» (1818) он также пришел к выводу, что подданные государства должны давать средства к достижению цели общества или государства, причем каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для налогоплательщика.

Принципы налогообложения первоначально формирова­лись как элемент налоговой идеологии на доктринальном уровне. Впоследствии, в конце XIX — начале XX в., они были положены в основу первых построенных «по науке» налоговых систем (в первую очередь, в европейских государствах) и получил1 свою реализацию на практике.

3. Принципы налогообложения на современном этапе. К основным принципам налогообложения относятся: 1) принцы законности налогообложения; 2) принцип всеобщности и равенства налогообложения; 3) принцип справедливости налогообложения; 4) принцип взимания налогов в публичных целях; 5) принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедура 6) принцип экономического основания налогов (сборов); 7) принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательищка сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах; 8) принцип оп­ределенности налоговой обязанности; 9) принцип единства эконо­мического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики; 10) принцип единства системы налогов и сборов.

Ниже приведены сновные критерии выявления и включения принципов налогообложения в вышеприведенную систему:

♦ во-первых, принципы налоговых правоотношений долж­ны иметь социально-экономическое основание (быть эконо­мически обоснованными в целях развития налоговой системы страны);

♦ во-вторых, указанный принцип должен реализовываться в процессе функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации (должен быть закреплен в российском налоговом законодательстве);

♦ в-третьих, в силу трансграничности налоговой науки до­полнительным подтверждением обоснованности включения ка­кого-либо принципа в вышеприведенную систему может высту­пать то, что он (этот принцип) не чужд налоговым правоотно­шениям в государствах, которые, как и Российская Федерация, стремятся к демократическому политическому режиму и построению правового государства.

Рассмотрим действующие в настоящее время принципы налогообложения более подробно.

4. Принцип законности налогообложения. Данный принцип является общеправовым, он опирается на конституционный за­прет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налого­обложение является ограничением права собственности, закре­пленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничением законным, т. е. основанным на законе и, в широком смысле, направленным на реализацию норм права (через финансирование государст­венных нужд). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).

5. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Этот
принцип — конституционный, он закреплен в ст. 57 Конституции РФ, согласно новелле которой «каждый обязан платить за­конно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогооб­ложения состоит в том, что определенные налоговые обязанно­сти устанавливаются согласно общему правилу для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (на­пример, земельный налог в соответствии с общим правилом уп­лачивают все владельцы земельных участков), хотя налогообло­жение строится на единых принципах.

Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (ч. I ст. 19 Конституции РФ). Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в ч. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность или не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.

В развитие этих положений в ч. 2 п. 2 ст. 3 НК РФ запрещено установление дифференцированных ставок налогов и сборов, также налоговых льгот в зависимости от формы собственности (государственная — федеральная и субъектов Федерации, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow