Впервые принципы налогообложения были сформулированы XVIII в. шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1723—1790) в его труде «Исследована о природе и причинах богатства народов» (1776). Сегодня этим стулаты называют классическими принципами налогообложения.
Важнейшими из них являются:
1. Принцип справедливости. Налоги — законная форма изъятия части собственности налогоплательщика, для ее использования в общих интересах (интересах общества, государства). Любое изъятие собственности всегда было справедливо для того, кто отнимает, и несправедливо для того, у кого отнимают.
Известно, что справедливость — категория чрезвычайно тонкая и сложная для определения. Недаром это распространенное понятие не является юридически определенным. С точки зрения права «справедливость» — чистая абстракция, ей нет мерила, определения, эталона. Справедливо то, что справедливо в каждом конкретном случае.
Поэтому тип понимания справедливости зависит от исторического периода, экономического устройства общества, социального и правового статуса лица, его политических взглядов и пристрастий. А. Смит выступал за всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами «соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»1. Таким образом, согласно Смиту, справедливость налогообложения — это равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискальнообязанных лиц.
|
|
Естественно, справедливость налогообложения напрямую увязана с равенством налогового бремени (равенства при изъятии части доходов) и переложением налоговых тягот. На практике абсолютное равенство налогового бремени невозможно, прежде всего, в силу различий в доходах и имущественном положении налогоплательщиков.
Справедливость налогообложения на практике обретает одну из двух крайностей. В странах со слабо развитыми механизмами налогового администрирования (например, в России) налоги платят в основном экономически слабые хозяйствующие субъекты. В государствах с сильным налоговым администрированием налогообложение «наказывает» экономически эффективные предприятия. Тогда, как иронично замечает лауреат Нобелевской премии в области экономики М. Алле, «разоряться становится выгоднее, чем процветать... Ведь нас, слава богу, еще не обязывают платить налоги с наших долгов».
1 Смит А Исследование о природе и причинах богатства народов. 1935. Т. 2. С. 341.
2. Принцип определенности налогообложения. Смит так изложил содержание этого принципа: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица»1, ибо неопределенность налогообложения является большим злом, чем неравномерность налогообложения.
|
|
3. Принцип удобства налогообложения. Смысл этого принципа заключается в том, что налогообложение должно осуществляться тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее всего платить налог2.
4. Принцип экономии. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический, связанный с построением налога. Трактуется он обычно следующим образом: расходы на взимание налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который он приносит. Согласно Смиту, содержание указанного принципа сводится к тому, что «каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству»3.
1 См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.
С. 341.
2 Там же. С. 343.
3 Там же.
Приведенные выше классические принципы налогообложения дополнил немецкий экономист Адольф Вагнер (1835—1917):
1. Финансовые принципы организации налогообложения: достаточность налогообложения; эластичность (подвижность) налогообложения.
2. Народнохозяйственные принципы: надлежащий выбор источника налогообложения (в частности — налог должен падать только на доход или капитал отдельного лица либо уплата налога касается населения в целом); правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их взимания.
3. Этические принципы, принципы справедливости: всеобщность налогообложения; равномерность налогообложения.
4. Административно-технические правила или принципы налогового управления: определенность налогообложения; удобстве уплаты налога; максимальное уменьшение издержек взимание налога.
В нашей стране принципами налогообложения занимался Николай Иванович Тургенев (1789—1871). В своей работе «Опыт теории налогов» (1818) он также пришел к выводу, что подданные государства должны давать средства к достижению цели общества или государства, причем каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для налогоплательщика.
Принципы налогообложения первоначально формировались как элемент налоговой идеологии на доктринальном уровне. Впоследствии, в конце XIX — начале XX в., они были положены в основу первых построенных «по науке» налоговых систем (в первую очередь, в европейских государствах) и получил1 свою реализацию на практике.
3. Принципы налогообложения на современном этапе. К основным принципам налогообложения относятся: 1) принцы законности налогообложения; 2) принцип всеобщности и равенства налогообложения; 3) принцип справедливости налогообложения; 4) принцип взимания налогов в публичных целях; 5) принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедура 6) принцип экономического основания налогов (сборов); 7) принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательищка сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах; 8) принцип определенности налоговой обязанности; 9) принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики; 10) принцип единства системы налогов и сборов.
Ниже приведены сновные критерии выявления и включения принципов налогообложения в вышеприведенную систему:
♦ во-первых, принципы налоговых правоотношений должны иметь социально-экономическое основание (быть экономически обоснованными в целях развития налоговой системы страны);
|
|
♦ во-вторых, указанный принцип должен реализовываться в процессе функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации (должен быть закреплен в российском налоговом законодательстве);
♦ в-третьих, в силу трансграничности налоговой науки дополнительным подтверждением обоснованности включения какого-либо принципа в вышеприведенную систему может выступать то, что он (этот принцип) не чужд налоговым правоотношениям в государствах, которые, как и Российская Федерация, стремятся к демократическому политическому режиму и построению правового государства.
Рассмотрим действующие в настоящее время принципы налогообложения более подробно.
4. Принцип законности налогообложения. Данный принцип является общеправовым, он опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение является ограничением права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничением законным, т. е. основанным на законе и, в широком смысле, направленным на реализацию норм права (через финансирование государственных нужд). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).
5. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Этот
принцип — конституционный, он закреплен в ст. 57 Конституции РФ, согласно новелле которой «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.
В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются согласно общему правилу для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (например, земельный налог в соответствии с общим правилом уплачивают все владельцы земельных участков), хотя налогообложение строится на единых принципах.
|
|
Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (ч. I ст. 19 Конституции РФ). Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в ч. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность или не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.
В развитие этих положений в ч. 2 п. 2 ст. 3 НК РФ запрещено установление дифференцированных ставок налогов и сборов, также налоговых льгот в зависимости от формы собственности (государственная — федеральная и субъектов Федерации, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала.