Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной
финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или)
экономического (Франция) права многих зарубежных стран.
Прямо или косвенно данный принцип закреплен в конституциях многих стран
мира (в США — в конституциях большинства штатов).
Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц-налогоплательщиков и общества в целом. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества»1.
1 Пункт 3 Постановления КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // СЗ РФ. 1997. Ст. 197.
8. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой
процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (иное установление налогов в ином порядке противоречит ст.57 и ч.3 ст.75 Конституции РФ), а в ряде государств — путем введения специальной (более жесткой) процедуры внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции РФ.
|
|
Принцип экономического основания налогов (сборов).
Налоги и сборы не должны быть чрезмерно обременительными для
налогоплательщиков, кроме того, они должны обязательно
иметь экономическое основание, другими словами, не быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК РФ).