ТЕМА 1: Социальная психология. История социальной психологии (18 ч.)

Министерство образования РФ

Красноярский государственный технический университет

Институт информатизации социальных систем

Социальная психология

Методические указания для студентов

Всех форм обучения (специальность 351424

«Прикладная информатика в социальной психологии»)

Учебное пособие

Красноярск

 
2002

ББК

Социальная психология: Методические указания для студентов всех форм обучения (специальность 351424 «Прикладная информатика в социальной психологии».)

Составители: Ковалевич В.Т. (ответственный редактор), Коренева В.В., Зубарева А., Хисматулина О. ИИСС КГТУ 2002, с-109

В разработке методических указаний принимали участие студенты 4-го курса ИИСС: Зубарева А., Хисматулина О., Сик Н., Губанова Е., Попова О., Попова Н., Мирончук Н., Майнагашева Л., Духновская Л., Девинов Д., Чопко Н., Ситалова О., Петрова Ю., Лихман А., Беловолова М., Казанцева В..

Введение

Предлагаемое методическое пособие адресовано студентам всех форм обучения с целью организации учебного процесса по технологиям модульного образования.

Задачи курса:

· Представить в обобщенном систематическом виде основные проблемы социальной психологии;

· Отработать в активных образовательных формах прикладные аспекты социальной психологии;

· Максимально усилить эффект личностного взаимодействия преподавателя и студентов.

Студенты, обучающиеся на специальности 351424 «Прикладная информатика в социальной психологии», изучают социальную психологию как одну из профилирующих дисциплин. Курс рассчитан на два года. По учебному плану достаточно большое количество часов отводится на практические занятия. При этом, формой проведения занятий являются тренинги, ролевые игры, проектировочные семинары и др.

При традиционной схеме (1,5-часовое занятие) провести занятие в названных формах практически невозможно. Именно поэтому график учебного процесса мы выстраиваем таким образом, что вначале студенты “аккордно’’ прослушивают теоретический раздел, одновременно выполняя задания по самостоятельной работе. Вслед за тем, мы проводим серию тренинговых процедур, отдельные из которых могут продолжаться 4-6 часов.

Структура методического пособия соответствует традиционному курсу социальной психологии. Весь курс разделен на восемь больших тем. Каждая тема включает в себя четыре блока:

· теоретический раздел;

· тематика практических занятий;

· контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы;

· список рекомендуемой литературы.

Модульная технология позволяет в систематической форме овладеть сложной дисциплиной, как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.

По социальной психологии студенты должны выполнить две курсовые работы. Поэтому в качестве приложения к пособию даны правила подготовки и написания курсовой работы.

Курсовые работы, как правило, являются первым шагом к подготовке дипломной работы, так как обязательно включают в себя как теоретический, так и исследовательский (прикладной) материал.

Пособие подготовлено авторским коллективом в составе директора Института информатизации социальных систем, профессора, действительного члена АПП Ковалевич В.Т., а также группы студентов 4-го курса ИИСС (77-2): Зубарева А., Хисматулина О., Сик Н., Губанова Е., Попова О., Попова Н., Мирончук Н., Майнагашева Л., Духновская Л., Девинов Д., Чопко Н., Ситалова О., Петрова Ю., Лихман А., Беловолова М., Казанцева В..

ТЕМА 1: Социальная психология. История социальной психологии (18 ч.)

1. Предмет социальной психологии.

2. Общественная психология и массовое сознание.

3. Место социальной психологии в системе обществознания.

4. Принципы, задачи и методы социальной психологии.

5. Возникновение социально-психологических учений в конце XIX вначале XX века.

6. Учение о «коллективной душе» Лебона, законах подражания Тарда, теория инстинктов Макдугалла.

7. Развитие экспериментальной социальной психологии в работах В. Меде, Ф. Олпорта.

8. Теория «малых групп», теория поля (К. Левин), концепция человеческих отношений (Мэйо, Фромм, Хорни, Маслоу).

9. Современное состояние социальной психологии.

1. Предмет социальной психологии и место социальной психологии в системе обществознания.

Социальная психология-наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В те­чение длительного периода социально-психологические идеи разрабатывались в рамках различных философских учений.

Началом существования социальной психологии, как особой дисциплины счита­ется 1908 г., когда одновремен­но появились работы англий­ского психолога У. Макдугалла и американского социолога Э. Росса, в названиях, которых содержался термин «социаль­ная психология».

Само сочетание слов «социальная психо­логия» указывает на специфическое мес­то, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук - психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, который приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Глав­ной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социо­логии.[1,2,7]

2. Общественная психология и массовое сознание.

Общественное сознание - есть ни что иное, как «осознанное бытие», т.е. отражение в духовной жизни людей их общественного бытия. Оно обладает сложной внутренней структурой, изучение которой имеет методологическое значение для анализа его различных образований с учётом их специфики, социальных функций и т.д.. B структуре общественного сознания выделяют его уровни и формы. Уровни – обыденное, эмпирическое сознание, непосредственно вырастающее из повседневных условий жизни масс, отдельных социальных групп, а также научно-теоретическое сознание, включающее идеологию как духовное выражение коренных интересов общественных классов. Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности и включают политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, науку, философию.

Массовое сознание – общественное сознание масс (классов, социальных групп) конкретного общества отражающее условие их повседневной жизни, потребности, интересы. Оно включает в себя распространенные в обществе представления, идеи, взгляды, иллюзии, социальные чувства людей. Состояние массового сознания выражают общественное мнение, настроения и действия масс. [1, 2, 4, 6, 8, 9, 10, 16, 20]

3. Место социальной психологии в системе обществознания.

Элементы социальной психологии складывались и внутри конкретных наук - в антропологии, этнографии, криминологии, язы­кознании, но, прежде всего — в психологии и социологии. Последние считаются «родительскими» дисциплинами для социальной психологии, и до сих пор идет дискуссия о том, каков статус социальной психологии - как части психологии, или части социологии, или как самостоятельной пограничной дисциплины. Высказывается также идея о существовании «двух» или даже «трёх» социальных психологий.

4. Принципы, задачи и методы социальной психологии.

Задачей социальной психологии является изучение механизмов сознания и поведения социальных общностей, групп, индивидов, их межличностных отношений, а также социальной детерминированности и роли этих механизмов в различных сферах общества, разных ситуациях. Кроме этого, в задачи социальной психологии входит изучение тех психологических явлений и законов, которые возникают, как результат общения людей друг с другом.

Существуют различные классификации и типологии социально-психологических методов. Для концептуальных и прикладных задач, решаемых психологами в сфере образования, целесообразнее использовать следующую типологию:

1.феноменологизация и концептуализация;

2. исследование и диагностика;

3.обработка и интерпретация;

4.коррекция и терапия;

5.мотивирование и управление;

6.обучение и развитие;

7.конструирование и творчество. [1, 19, 21]

5. Возникновение социально-психологических учений в конце XIX - XX вв.

В этот период зарождаются первые социально-психологические концепции:

1. «Психология народов» возникает в Германии в трудах философа М. Лацаруса (1824-1903) и языковеда Хштейнталя (1823-1899).

2. «Психология масс», разрабатывается в работах Г. Тарда, Сичеле (1868 -1913) и Лебона (1831-1941).

3. Теория инстинктов социального поведения была развита в трудах Макдугалла (1871-1938). [1, 2, 10, 23]

6. Учение о «Коллективной душе» Лебона, законах подражания Тарда, теория инстинктов Макдугалла

Лебон, будучи социологом, преимущественное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества. С его точки зрения, всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способности к наблю­дению.

Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание, резкое преобладание роли чувств над интеллектом, вообще утрата интеллекта, утрата личной ответственности.

Вывод, который следует из описания этой картины поведения человека в массе, состоит в том, что масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен «вождь», роль которого может выполнять «элита».

Психология масс представляет собой другую форму первых социально-психологических теорий. Эта теория родилась во Фран­ции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда. С точки зрения Тарда, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как идеи подражания. Идея подражания учитывает иррациональные моменты в социальном поведении, поэтому и оказывается продуктивной.

Третьей концепцией, которая стоит в ряду первых самостоятельных социально-психологических построений, является теория инстинктов социального поведения английского психолога В. Макдугалла (1871-1938).

Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенного психофизического предрасположения - наличия наслед­ственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии. [1, 2, 7, 9, 17, 23]

7. Развитие экспериментальной социальной психологии в работах В. Меде, Ф. Олпорта.

Начало XX в. и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В. Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Основное развитие в этом ее варианте социальная психология получает в США, где бурное становление капиталистических форм в экономике стимулировало практику прикладных исследований и заставило социальных психологов повернуться лицом к актуальной социально-политической тематике. Особое значение такая практика приобретала в условиях развернув­шегося экономического кризиса. Беспомощность старой социальной психологии перед лицом новых задач стала очевидной. [1, 19, 23]

8. Теория «малых групп», теория поля (К. Левин), концепция человеческих отношений (Мэйо, Фромм, Хорни).

Левин Курт (1890-1947) — германо-американский психолог. Был близок гештальтпсихологии. Выступил с критикой ассоциативной концепции аффективно-волевых актов и учения Н. Аха о детерминирующих тенденциях. Используя физическое понятие «поле» и принципы описания, принятые в типологии, разработал концепцию динамической системы поведения, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Согласно учению Левина, мотивами являются объекты — различные районы «жизненно­го пространства», в которых ин­дивид испытывает потребность, или квазипотребность - намерение. Сами объекты окружающей среды приобретают при этом мотивационную силу и утрачивают ее, когда потребность (или квазипотребность) удовлетворена. Левин отвергал представление о том, что потребность является биологически предопределенной константой, а энергия и динамика мотива замкнуты в пределах индивида.

«Концепция человеческих отношений» - современная социологическая концепция, излагающая принципы и задачи управления на предприятиях, основанные зачастую на христианских началах. Концепция ставит своей целью повышение производительности труда, преодоление неудовлетворён-ности трудом и неприязни к нему у работников производства. [1, 9, 23]

9. Современное состояние социальной психологии.

Общей тенденцией развития социальной психологии является утрата специфических особенностей, методов исследования, сужение предмета исследования и, как следствие, переход от глобальных концепций к более локальным моделям описания социально-психологических феноменов и закономерностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: