законы их формирования и функционирования (18ч.)
1. Массовидная психика как отражение условий жизни общества.
2. Структура массовидной психики.
3. Закон подражания.
4. Общественное мнение и настроение.
5. Традиции, обычаи, привычки.
6. Общение.
7. Совместная деятельность.
8. Мотивация.
1. Массовидная психика как отражение условий жизни.
Сегодня, когда наше общество сильно политизировано, когда массовые выступления, собрания стали повседневной реальностью, все чаще мы задаемся вопросами: а каковы механизмы, движущие силы этих явлений, по каким законам они зарождаются и развиваются, как влияют на мировоззрение людей? Еще относительно недавно, в начале прошлого века, никому не приходило в голову, что можно изучать научно охватившую войско панику или экстаз толпы верующих, окруживших пророка. Эти явления либо объяснялись с позиций здравого смысла, либо относились к разряду чудес. Но в середине XIX века психология масс, занимавшая общественное мнение всех европейских стран, стала точкой роста новой науки – социальной психологии. Что же произошло? Мир быстро менялся. В огромных городах скапливались миллионы людей, оторвавшихся от сельской и церковной общин, от своих сословий и цехов. Из этих «автомизированных» индивидов и возникал материал для толпы. Человек большого города более рационален и скептичен, более грамотен и ловок, чем его деревенский собрат. Однако именно из таких людей состоят толпы, совершающие подчас совершенно неразумные действия. Этот феномен сохранил свое значение и сегодня. Всем знаком экстаз болельщиков на футбольном поле или рок концертные страсти. Разобраться в механике поведения толпы впервые попытались психологи середины прошлого века: Г. Тард, Г. Лебон, У. Макдугалл, З. Фрейд., Г. Лебон в своей работе охарактеризовал понятие «массовая душа» и описал черты, присущие поведению человека в массе: «…каковы бы ни были индивиды составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу». [10, 6, 5, 13]
2. Структура массовидной психики.
Существует некая сфера социальной реальности, которую принято обозначать понятиями "массовая психика" или "общественная психология".
Общественная психология очень сложна, многогранна и не имеет чётких границ. Попытаемся хотя бы приблизительно обозначить структуру этого явления и дать краткую характеристику его элементов.
Обобщая многочисленные исследования, можно сказать, что в общественной психологии выделяют, прежде всего, группу психических явлений,которую можноназвать системой побуждений или мотивов поведения и деятельности масс. Ковалев А. Г. относит сюда социальные потребности, интересы и формирующиеся на их основе социальные установки и чувства, убеждения и идеалы.
Вторая группа психических явлений называется процессами. Процесс, в отличие от свойства, динамичен. 0н возникает под влиянием события, того или иного социального воздействия, развёртывается и имеет конец, который, однако, дает начало новому процессу.
Психические процессы – это общественные чувства, эмоции, мышление, память, воображение, воля. Процессы, многократно повторяясь, образуют специфические свойства познавательной и волевой деятельности людей.
Таким образом, у массы формируется определённый угол зрения при восприятии, что обычно называют вкусом, формируется определённый стереотип мышления, характерный для тех или иных социальных групп. [19]
3. Закон подражания.
Подражание относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в условиях массового поведения. В процессе подражания осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Разработка идей о роли подражания в обществе характерна для концепции Г. Тарда, которому принадлежит так называемая теория подражания.
Различается несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Анализ этих различных видов подражания позволил сформулировать законы подражания. Например, имеются следующие: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам); низшие (имеются в виду низшие по социальной лестнице) подражают высшим (провинция — центру, дворянство — королевскому двору) и т.д. [1, 22]
4. Общественное мнение и настроение.
Общественное мнение, выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений отношения социальных групп к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы, возникает как продукт осознания назревших, требующих решения социальных проблем. Оно проявляется в сопоставлении или даже столкновении различных взглядов и позиций по обсуждаемому вопросу, в одобрении, поддержке или же отрицании, осуждении тех или иных действий, поступков или линий поведения. Субъектом общественного мнения выступают большие группы – социальные классы, нации и народы. Его высшая форма – общенародное мнение – в основном совпадающие суждения всего народа. Общественное мнение формируется под влиянием всех средств массового воздействия (радио, пресса, телевидение), хотя может возникать стихийно, под влиянием конкретных жизненных обстоятельств и ситуаций.
Настроение общественное (настроение массовое) – преобладающее состояние чувств и умов тех или иных социальных групп в определенный период времени. Не только самое массовидное явление психологии социальной, но и одна из наиболее значительных сил, побуждающих людей к деятельности, отпечатывающихся на поведения различных групп и слоев общества, а также классов, наций и даже народов. Проявляется во всех сферах социальной жизнедеятельности. Одна из форм настроения общественного – настроение массовое, способное захватить и объединить в единое движение (социальные или политические) самые различные социальные слои, группы и классы обществ. Настроение общественное характеризуется – 1) определенной предметной направленностью: политическим, религиозным настроением и пр.; 2) характером и уровнем эмоционального накала: апатией, депрессией – подъемом, энтузиазмом. [14, 16]
5. Традиции, обычаи, привычки.
Психический склад массовой психики раскрывается в привычках и обычаях, а также в традициях группы.
Традиция – исторически сложившиеся, передаваемые через поколения формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности представления. Традиция складывается на основе тех форм деятельности, что неоднократно подтвердили свою общественную значимость и личностную пользу. С изменением ситуации социального развития той или иной общности традиция может разрушаться, трансформироваться и замещаться новой. Традиция – важный фактор регуляции жизнедеятельности.
Привычки и обычаи складываются под влиянием определенных жизненных условий, но в дальнейшем закрепляются и выступают именно как регуляторы поведения. Анализ привычек и обычаев есть социально-психологическая проблема. [1]
6. Общение.
Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их и, вместе с этим, переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения.
Общение можно рассматривать как способ объединения индивидов, а также как способ их развития.
По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, вербальном (словесном) и невербальном и т.д.
Различают также межличностное и массовое общение. Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах постоянных по составу участников. Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. [24]
7. Совместная деятельность.
Совместная деятельность — организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры.
Психологическая структура совместной деятельности включает ряд составляющих: общие цели, мотивы, действия и результаты. Общая цель совместной деятельности — центральный компонент ее структуры. Под целью понимается идеально представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов (групповой субъект). 06щая цель может распадаться на более частные и конкретные задачи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъекта к цели. Обязательным компонентом психологической структуры совместной деятельностиявляется общий мотив, побуждающий общность индивидов к совместной деятельности (т.е. непосредственная побудительная сила). Следующий компонент структуры — совместные действия, т.е. такие элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач совместной деятельности. Структуру совместной деятельности завершает общий результат, полученный ее участниками. [24]
8. Мотивация.
Мотивация — это процесс побуждения к деятельности и общению для достижения личных целей или целей организации. Другими словами, мотивировать — значит создать влечение или потребность, побуждающую нас действовать с определенной целью. Потребность выступает как внутренний, а цель — как внешний аспект мотивации. Под мотивами в этом случае обычно понимают активные движущие силы, определяющие поведение человека. Мотивировать людей — значит затронуть их важные интересы, создать им условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности.
Не существует какого-то одного, лучшего способа мотивации. То, что оказывается эффективным при мотивировании одних людей, может быть совершенно несущественным для мотивации других.
С давних пор было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач, стоящих перед организацией. [24]
9. Межличностные отношения.
Отношения, возникающие между людьми в процессе их общения, совместной практической и духовной деятельности, определяются как общественные отношения. Примерами таких отношений могут, быть производственные, политические, правовые, нравственные, религиозные, психологические и др.
Психологические отношения между людьми принято подразделять на официальные и неофициальные в соответствии с той организацией, где они формируются. Официальные отношения санкционированы, оформляются документально и контролируются обществом или отдельными его представителями. Неофициальные отношения могут признаваться и даже поощряться формальными организациями, но они не регулируются документально.
Различают еще деловые и личные (или межличностные) отношения. Деловые отношения связаны с учебной или трудовой совместной деятельностью и определяются ею. Личные отношения могут быть оценочными (восхищение, популярность) и действенными (связанными с взаимодействием).
Частным случаем психологических отношений являются межличностные отношения. Такие отношения охватывают значительный круг явлений, но все они могут быть квалифицированы с учетом трех компонентов взаимодействия:
1)восприятия и понимания людьми друг друга,
2)межличностной привлекательности (притяжение и симпатия),
3)взаимовлияния и поведения (в частности, ролевого). [24]