Семинарские занятия. Тема: Предмет, задачи, методы социальной психологии

Занятие 1 (8ч.)

Тема: Предмет, задачи, методы социальной психологии.

1) Современное состояние и основные тенденции в развитии социальной психологии (Сперри, Рудестам, Берн, Штангль, Мэйо, Фромм, Хорни).

2) Учение о массовой душе в трудах Лебона и Фрейда.

3) Соотношение понятий: общественная психология, массовое сознание, социальная психология.

4) Относительная самостоятельность общественной психологии.

5) Связь социальной психологии с социологией, философией и другими науками.

Занятие 2 (10 ч.)

Занятие проводится в форме решения практических задач и анализа текстов.

1. История социальной психологии.

Проанализируйте текст из книги З. Фрейда «Психология масс и анализ человеческого «Я»». Согласно знаменитому сравнению Шопенгауэра относительно замерзающих дикобразов, ни один человек не переносит слишком интимной близости другого. Холодной зимой общество дикобразов теснится друг к другу, чтобы защитить себя от замерзания взаимной теплотой. Однако вскоре они чувствуют взаимные уколы, заставляющие их отделиться друг от друга. Когда же потребность в теплоте опять приближает их друг к другу, тогда повторяется та же беда, так что они мечутся между двумя этими невзгодами, пока не найдут умеренного расстояния, которое они смогут перенести наилучшим образом.

Как утверждает психоанализ, каждая интимная эмоциональная связь между двумя лицами, имеющая большую или меньшую длительность (брак, дружба, родительское и детское чувство), оставляет осадок противоположных враждебных чувств, упраздняющихся лишь путем вытеснения. Более ясно обстоит дело в том случае, когда обе стороны ссорятся между собой, когда каждый подчинённый ропщет против своих начальников. То же самое происходит тогда, когда люди объединяются в большом количестве. Каждый раз, когда две семьи роднятся благодаря браку, то каждая из них считает, что она лучше и знатнее другой. Из двух расположенных по соседству городов один является завистливым конкурентом другого, каждый конкурент смотрит презрительно на другого. Родственные племена недолюбливают друг друга, южный немец не выносит северного немца, англичанин злобно говорит о шотландце, испанец презирает португальца. А то, что резкие отличия рождают почти непреодолимую неприязнь галла против германца, арийца против семита, белого против чернокожего, давно уже перестало удивлять нас.

2. Каковы причины неприязни людей друг к другу в системе непосредственного общения?

Приведите примеры из жизни наблюдаемых вами ситуаций, описанных Фрейдом.

3. У Горького в рассказе «Челкаш» есть такая сцена. Челкаш задаёт Гавриле вопрос, любит ли он море. Гаврила отвечает, что да, он любит море. Это признание вызывает в Челкаше буйную ярость, которую Горький заключает следующими словами: «Всегда неприятно видеть, когда человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты, и таким образом, становится похож на тебя».

Проанализируйте эту фразу. Приходилось ли Вам испытывать такое чувство?

4. Попробуйте определить причины таких негативных чувств. Не здесь ли корни националистических предрассудков, аристократической спеси, представления о полноценных и неполноценных народах? Подумайте!

Контрольные вопросы, тесты и задания

для самостоятельной работы (18 ч.)

Вопросы:

1. Соотношение понятий: общественная психология, массовое сознание, социальная психология.

2. Относительная самостоятельность общественной психологии.

3. Предмет и объект исследований социальной психологии.

4. Социометрические методы в познании общественной психологии.

5. Связь социальной психологии с социологией, философией и общей психологией.

6. Учение о «коллективной душе» в трудах Г.Лебона.

7. Характеристика психологии массы в трудах З.Фрейда.

8. Межполушарная асимметрия мозга и проблема интеграции культур.

9. Проблема поисковой активности.

10. Проблема свободы личности в трудах Фромма, Хорни, Франкла.

11. Теория поля К.Левина.

12. «Коллективная рефлексология» В.М.Бехтерева.

13. Принципы группового совместного действия.

14. Классовые, этнические, профессиональные, половозрастные группы, их психология.

15. Общность целей и интересов группы.

16. Психология антиобщественных групп.

Тесты и задания:

1. Упражнение «Интервью». [cм.22, с.544]

2. Тренинг «Анализ личного опыта установления психологического контакта с сослуживцами». [см.22, с. 347]

3. Занятие «Управление процессом общения с коллегами». [см.22, с. 373]

4. Методика наблюдения группового взаимодействия. [см.22, с.499]

5. Методика выявления социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе. [см..22, с.503]

6. Социально-психологическая теория личности. [см.15, с.62]

7. Тест «Способны ли вы влиять на других?». [см.14, с.25]

8. Тест «Как вы относитесь к критике». [см.14, с.33]

9. Игра «Согласование». [см..14, с.13]

10. Социально-психологический анализ конкретных ситуаций. [см.14, с.14]

11. Комплекс социометрических карт, характеризующих различные состояния группы: направленность, организованность, психологический климат. [см.14, с. 45]

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учеб. завед. – М.: Наука, 1994 – 324 с.

2. Аронсон Введение в социальную психологию. Общественное животное. М., 1998

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих отношений. Л.: Лениздат, 1992

4. Горячева А. И., Макаров М.Т. Общественная психология. Л.: Наука,1979

5. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. М.: Прогресс,1989

6. Лебон Г. Психология народов и масс. С-Петербургиздат. Ф. Павленкова,1996

7. Краткий психологический словарь/Ред. – сост. А. А. Корпенко – 2 издание, расширенное, исправленное и дополненное. – Ростов на Дону: Феникс, 1999

8. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997

9. Ощепкова А.П., Рыкун Р.О. Вопросы социальной психологии. Томск,1981

10. Парыгин Б.Д. Основы социально-экономической теории. М.: Мысль,1971

11. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс,1980

12. Социальная психология: Учебное пособие, часть 1/ Под ред. В.Т. Ковалевич; КГТУ. Красноярск, 1994.- 159 с.

13. Социальная психология// Методические указания для студентов заочного факультета. Составители: Ковалевич В.Т., Зиборова С.В., Носкова М.М. Красноярск, 1993

14. Социально – психологические и экономические аспекты управления социально – производственными системами. Сост.: Ковалевич В.Т., Козлов А.А. Красноярск 1998

15. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990

16. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». // Диалог,1990-№12

17. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990

18. Шевадрин. Социальная психология в образовании: Учебное пособие ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М., 1996

19. Шерпток К. Неопознанное в психологии человека. М.: Прогресс,1983

20. Шихирев П.Н. Современная социальная психология М.: Прогресс,1971

21. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1998

22. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1996


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: